воскресенье, 17 мая 2009 г.

321

    ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ # 321

    ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

   КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ http://www.drevnerus.narod.ru

   Адрес для переписки: drevnerus@gmail.com, drevnerus@narod.ru

   Мы будем рады любой информации

   Мы не редактируем тексты информационных сообщений.

   При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна

   Редактор бюллетеня Т.В. Чумакова

   Теперь читайте и в блоге http://drevnerus.blogspot.com 

    В блоге архив с 2007 года и информация о том, по каким адресам  Вы можете подписаться на наш бюллетень

  ******************************

17 мая 2009 г.

******************************

http://dmo.econ.msu.ru/Valentey-Readings/2010/

Информационное письмо №1

Центр по изучению проблем народонаселения экономического факультета МГУ им. М.В.Ломоносова организует в апреле 2010 года международную научную конференцию «VI-е Валентеевские чтения». Приуроченная к 45-летию создания проблемной лаборатории народонаселения на экономическом факультете МГУ и 25-летию выхода в свет «Демографического энциклопедического словаря», конференция посвящается проблемам исторической демографии, истории населения, политики и учений о народонаселении в России и зарубежных странах. Организаторы конференции надеются, что она позволит очертить контуры существующих знаний об истории населения и понять, каким образом, в какой степени и почему наши исторические знания определяют современное видение сегодняшних проблем и политики населения. Конференция «VI-е Валентеевские чтения» входит в двухгодичную программу научных мероприятий, посвященных 300-летию со дня рождения выдающегося русского ученого и поэта, одного из основателей Московского университета Михаила Васильевича Ломоносова, поэтому ее откроет специальная пленарная сессия и круглый стол: «Идеи М.В. Ломоносова «о сохранении и размножении российского народа» и современность».

Дальнейшая работа конференции будет проводиться по четырём основным направлениям:

o        Историческая демография (источники и методология)

o        Демографические процессы в исторической ретроспективе

o        Политика населения: история концепций и практики

o       История и перспективы демографической науки и демографического образования в России и в мире

По каждому из направлений предполагается проведение одного пленарного заседания с одним-двумя основными докладами, ряда параллельных сессий и круглых столов, программы которых будут формироваться  в зависимости от поступивших заявок. Кроме того, будет организована общая плакатная (постерная) сессия.

 Желающим организовать сессию в рамках одного из направлений предлагается сообщить об этом в Организационный комитет до 20 апреля 2009 года.

 Заявки на участие в конференции по прилагаемой форме и краткое резюме сообщения принимаются до 31 мая 2009 года. Их можно отправить в формате MS Word электронной почтой по адресу Valentei VI@econ.msu.ru или факсом +(7 495) 939 2838.

 Расширенное резюме (2-4 страницы) или полные тексты докладов будут приниматься после окончательного формирования программы до 15 декабря 2009 года, для чего будет создан специальный Web-ресурс. Материалы конференции будут опубликованы. 

  Адрес центра по изучению проблем народонаселения:

Россия, Москва, 119992, Ленинские Горы, 2-й учебный корпус

МГУ им. М.В. Ломоносова, экономический факультет, 

Центр по изучению проблем народонаселения (к. 459)

Тел: (+7 095) 939 28 38

Факс: (+7 095) 939 28 38

 

   Оргкомитет:

Колесов Василий Петрович – сопредседатель Оргкомитета (Декан экономического факультета)

Елизаров Валерий Владимирович - сопредседатель Оргкомитета (Руководитель Центра по изучению проблем народонаселения),

Троицкая Ирина Алексеевна - ученый секретарь Оргкомитета (Старший научный сотрудник Центра по изучению проблем народонаселения).

 Полный список членов Оргкомитета будет представлен в Информационном письме №2.

  

В июне 2009 года будет направлено информационное письмо №2, содержащее программу конференции, а также сумму организационного взноса (приблизительно 15 у.е.) и реквизиты для ее перевода.

 


Формуляр заявки на участие
 

«VI-е Валентеевские чтения »
Международная научная конференция, Москва, апрель 2010 года

«Проблемы народонаселения в зеркале истории»

 

Фамилия, имя, отчество Место работы  Должность Учёная степень Учёное звание Служебный адрес Телефон, факс E-mail Тема сообщения Язык сообщения Предпочитаемая форма представления (можно отметить оба выбора) 1 :

                                    1-   - устное сообщение            2-  - постер

1 Оргкомитет и организаторы сессий оставляют за собой право рекомендовать доклад для постерной сессииКраткое резюме (максимум 2000 знаков, включая пробелы)

================

Дом Русского Зарубежья имени Александра Солженицына

29 мая 2009 г. в 18-30

Приглашает на десятый семинар из цикла:

""Наше время еще не разгадано..."

Опыт ХХ века и его осмысление в культуре русского зарубежья"

Тема семинара:

"ХУДОЖЕСТВЕННЫЕ ИСКАНИЯ ХХ ВЕКА:

ОТ РЕЛИГИОЗНОЙ ЖИВОПИСИ К ТВОРЧЕСКОЙ ИКОНЕ"

Для обсуждения предлагаются отрывки из

"Духовного дневника"

сестры Иоанны (Юлии Николаевны Рейтлингер)

("Вестник РХД", 2007, 2008. 192, 193).

На семинаре выступят:

Александр Копировский (искусствовед, церковный археолог)

.Наталья Белевцева (хранитель фонда сестры Иоанны в Доме Русского Зарубежья им. Александра Солженицына)

.Бронислава Попова (публикатор "Духовного дневника" сестры Иоанны, составитель альбома "Художественное наследие сестры Иоанны (Ю.Н. Рейтлингер)")

.Ольга Седакова (поэт)

.Александр Корноухов (художник-мозаичист)

.Ольга Ерохина (художник, иконописец)

Вопросы для обсуждения:

1. Как решает сестра Иоанна в своих дневниковых размышлениях проблему красоты и как воплощает ее в своем творчестве? Меняется ли эстетическое восприятие в ХХ веке и как такое изменение отражается в путях развития храмового искусства?

2.Каковы источники вдохновения для художника (иконописца) ХХ века и для современного художника? Возможна ли творческая икона сегодня? Из чего она может родиться?

Cеминар ведёт

к.ф.н. Наталья Ликвинцева

Наш адрес:

ул. Нижняя Радищевская, д. 2

Проезд: ст. м. "Таганская" (кольцевая)

Справки по телефону: 915-10-80

=====================

Dear Sirs,

I am glad to inform you that in the past months a group of scholars from all parts of the Continent have worked on the project of setting up a European Society for the History of Political Thought, with the aim of providing a European perspective for the History of Political Thought and a historical approach to the study of what undoubtedly constitutes one of the most peculiar 'productions' generated by  European culture.

For these reasons this project was promptly and generously supported by Yves Meny, the President of the European University Institute in Florence, where two meetings of its Founding Committee took place between September 2008 and March 2009, to define the Society's aims, activities and statute.

The members of the Founding Committee include  Lea Campos Boralevi (Univ. di Firenze),  Janet Coleman (London School of Economics), Rainer  Forst (JW Goethe Univ. Frankfurt), Xavier Gil (Univ. de Barcelona),  Lucien Jaume (Sciences Po, Paris), Paschalis Kitromilides (Univ. of Athens), Laszlo Kontler (Centr. Europ. Univ. Budapest), Bo Stråth (Univ. of Helsinky), Martin Van Gelderen  (European Univ. Institute, Florence).

The first activity of the Society will be its opening conference and convening assembly. The conference will take place at the European University Institute in Florence and is scheduled for Monday 6 and Tuesday 7 July 2009.

Its leading motto will be:



Towards a European Political Thought: in the Footsteps of Herodotus.




 For information see



http://europoliticalthought.wordpress.com <http://europoliticalthought.wordpress.com/>



I would be most grateful if you could include our website in your network.



With many thanks in advance, I remain,

Yours, Sincerely,



Lea Campos Boralevi


  (Member, Founding Committee


 European Society for the History of Political Thought)
=====================

International Conference Announcement and Call for Papers:

 "The Russian Language Outside the Nation: Speakers and Identities"



1-3 April, 2010

held by Russian in Context Research Unit,

The University of Edinburgh



Papers are invited for the conference to be held at the University of
Edinburgh. The aim of this conference is to explore multiple issues
connected to the position of Russian as a post-imperial language and Russian
speakers' identities as members of a linguistic minority in the new world
configuration. The organisers wish to bring together scholars in the broadly
understood field of Russian language in society, including sociolinguistics,
(critical) discourse analysis, linguistic anthropology, language politics,
and interdisciplinary areas such as diaspora, identity, memory studies and
others.


Key conference speakers:

Professor David Andrews (Georgetown University, USA)

Professor Bill Bowring (Birkbeck College, University of London)

Dr Ekaterina Protassova (Helsinki University, Finland)



It is envisaged that the conference will include but not be limited to the
following themes:

*       Politics of the Russian language outside Russia; *       Space and place in Russian identity construction;
*       Language, identification and self-understanding (cultural, ethnic,
national, religious etc) of Russian speakers in the countries of the former
Soviet Union and those of traditional emigration;
*       The Russian community as a story-telling society: narrative
identities and construction of common memories outside Russia;
*       Fields of Russian identity negotiations;
*       Russian and the questions of linguo-cultural marginality;
*       Responses of Russian to the problems of globalization; *       Contested concepts (for e.g. diaspora, minority, integration) in
relation to Russian speakers;
*       Linguistic performance of Russianness; *       Russian language virtual communications and questions of identity.


It is planned to publish an edited volume of selected papers.



Please E-mail your proposals, including a working title and an abstract of
around 300 words, by 15 August 2009 to the conference organisers:

Dr Lara Ryazanova-Clarke and Kristine Uzule, Russian in Context Research
Unit, Russian, Division of European Languages and Cultures, The University
of Edinburgh, U.K. Lara.Ryazanova-Clarke@ed.ac.uk ; k.uzule@ed.ac.uk

Participants will be notified on the acceptance of their proposals by 1st
October, 2009.

=====================


>The Social Dimension of Religion in Civil Society A Comparative
>European Perspective
>
>Conference held at Ersta Sköndal University College Stockholm, Sweden
>September 17 - 19, 2009
>
>Invitation
>
>Objectives
>
>The place of religion in modern European societies has for some time
>been a relatively neglected question among scholars outside of
>departments of theology and religion. This absence of interest has to
>be understood against the background of both the relatively secular
>character of many European societies and the dominance of a
>secularization thesis that understood religion to be a relic of a past
>soon to be entirely overtaken by a post-religious, secular social
>order.
>In fact, Europe stands out as an oddity in a global context where even
>other Western countries, prominently the United States, are intensely
>religious.
>
>Furthermore, with increased immigration and the rise of new forms of
>religiosity in Europe, it now appears that claims of the imminent
>decline of religion may have been premature. Moreover, in the wake of
>the many challenges faced by the European welfare states has followed
>an increased interest in the character and role of European civil
>society, not least the role of civil society in the provision of
>welfare, identity and community.
>
>In this context some have argued that faith-based organizations
>constitute a very important part of civil society, both from a sheer
>quantitative point of view and in terms of range, durability, and
>personal significance. Thus, religious institutions, it is claimed, do
>not simply provide an opportunity for practicing a personal faith; it
>also serves a strong base for community and identity. This translates
>into both tangible social services for its members and a more subtle
>sense of belonging. In a world increasingly dominated by the cold
>logic of the market and the formal care provided by the institutions
>of the welfare state, religious communities are often said to
>constitute a "haven in a heartless world."
>
>On the other hand, the revival of religiosity, and not least overtly
>political and at times aggressive expressions of religious belief, has
>created a significant backlash - at times dubbed "Enlightenment
>fundamentalism" - that has been steeped in an anxiety that cherished
>modern and secular values such as gender equality and the equal civil
>rights for sexual minorities will now come under attack by faith-based
>political parties and movements that promote repressive practices
>hostile to equal right for gays and women. These concerns regarding a
>resurgent religiosity is often linked to related worries about the
>effects of increased immigration and the specter of a multiculturalism
>that will fundamentally alter European social and cultural life.
>
>In this conference we aim to focus on the role of religion in modern
>Europe with an emphasis on the social dimension and by viewing
>religious institutions as important parts of civil society, while
>regarding the normative claims and worries cited above as empirical
>questions. It will include a number of perspectives, such as
>consideration of the particular historical and theological legacies
>that continue to shape the role of religion in Europe; religion as a
>matter of personal faith vs. religion as community and social
>identity; religious beliefs and networks as context for social and
>political mobilization, religion and its instrumental aspects,
>including the provision of education, culture, and social welfare.
>
>Our goal is to bring together a diverse group of scholars from both
>Europe and elsewhere with the aim of bringing a comparative
>perspective to our analysis and discussion of religion in contemporary
>European civil societies. By inviting not only theologians and
>students of comparative religion, but also sociologists of religion,
>historians, and scholars focused on the social dimension of civil
>society, we hope to allow for a broad context to investigate one of
>the most crucial developments in modern Europe: the return of
>religion.
>
>Call for papers
>
>Submissions to present papers on the conference themes are welcome.
>The deadline for submission of abstracts (max 200 words) is June 1 and
>deadline for papers is August 10, 2009.
>
>Who
>
>The conference is open to all members of the CINEFOGO Network as well
>as to other interested colleagues. PhD students are also welcome to
>apply.
>
>Where
>
>The conference will be held at Ersta Sköndal University College in
>Stockholm, Sweden. It is situated in the heart of Stockholm. For more
>information, please see www.esh.se
>
>Organizers
>
>The conferences is collaboratively organized and funded by the
>CINEFOGO Network of Excellence on Civil Society and New Forms of
>Governance in Europe, Stiftelsen Riksbankens Jubileumsfond (the Bank
>of Sweden Tercentenary Foundation), Ersta Sköndal University College,
>Sweden and The Netherlands Institute for Social Research, Holland.
>Additionally, the Church of Sweden Research Unit is supporting the
>open introductory lecture.
>
>Costs
>
>The conference fee will be 40 Euro (or 75 Euro including a welcome
>buffet style type dinner). The conference will be free for paper-givers,
>while travel and accommodation costs will be covered by each individual
>participant/institution.
>
>Registration and further information
>
>For registration and practical matters please contact Lena Blomquist,
>e-mail: lena.blomquist@esh.se, telephone +46 8 55505130
>
>The conference programme will be continuously updated. Please see the
>latest version at www.esh.se
>
>Deadline for registration is August 10th. Your registration is binding.

**************************

Записки сельского священника :
Быт и нужды православного духовенства

СПб., 1882, 338 с.
http://library.sgu.ru/djvu/z.html

============

Лебедев А.А.
Материалы для истории Саратовской Епархии: В 2 т., .
Саратов, 1907.

Лебедев А.А.
Материалы для истории Саратовской Епархии.
Саратов, 1909. Вып. 3. 70 с.

http://library.sgu.ru/djvu/l.html

=====================

Правдин А.
Историческая записка о Саратовской епархии
(за пятидесятилетие 1828-1878 года).

Саратов, 1879. 48 с.
http://library.sgu.ru/djvu/books/IstorZapSarEprh.djvu

-===================

Пасхальный Фестиваль Знаменного Пения и
 Конференция "Старый обряд: XX век в лицах"

29 апреля в 18.00 в Народном Православном Университете состоялся фестиваль знаменного пения. Приветственным словом его открыл свящ. Георгий Иоффе, Заместитель председателя миссионерского отдела Санкт-Петербургской епархии. Фестиваль также приветствовал Президент Общества "Знание", а затем он передал слово Сергею Зиновьевичу Чижу, председателю приходского совета православной единоверческой общины в пос.Павлово, Ленобласти, который вел фестиваль и в заключении выступил с клиросом своего прихода.
На фестивале выступили
1. Детский клирос храма Казанской Божией Матери в посёлке Вырица, руководитель хора, чтец и головщик - Алексей Гвоздецкий
2. Ансамбль древнерусского певческого искусства "Ключ Разумения", художественный руководитель - Наталья Мосягина
3. Ансамбль древнерусской музыки СПБ государственной консерватории им. Римского - Корсакова "Знамение", художественный руководитель - Татьяна Швец.
4. Головщик и чтец Василий Сорокин храма Покрова Пресвятыя Богородицы в Рубцове (Москва)
5. Женский клирос храма Державной иконы Божией Матери при Государственном Центре социальной помощи семье и реабилитации детей сирот "Гелиос" на пр. Ветеранов, головщик- Елена Балина
6. Женский клирос храма св. апостола и евангелиста Иоанна Богослова (Леушинское подворье), головщик- Елена Олехнович
7. Клирос Никольской Единоверческой церкви на ул. Марата СПБ, головщик- Лидия Голавнёва; чтец и головщик- Александр Розов.
8. Клирос Православного единоверческого прихода Тихвинской иконы Божией Матери п. Павлово на Неве, головщик и чтец- Сергий Чиж.

Длился фестиваль почти два часа, прозвучали богослужебные песнопения, богослужебное чтение различных погласиц и духовные стихи. Чередовались детские, женские и мужские коллективы, были представлены как наречная, так и наонная традиция знаменного распева. На фестивале присутствовало более сотни зрителей и чувствовалось, что слушатели с большой теплотой и благодарностью воспринимают происходящее на сцене. Если обстоятельства позволят, такие фестивали станут регулярным событием духовной жизни Санкт-Петербурга.

Фотоальбом
http://www.isidorovskaya.spb.ru/index.php?option=com_rsgallery2&Itemid=38&gid=113

*****************************************

30 апреля 2009 года по благословению Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского в Актовом зале СПб Духовной Академии и Семинарии прошла конференция "Старый обряд: XX век в лицах ".
В ней приняли участие свящ.Иоанн Миролюбов, доктор исторических наук Михаил Витальевич Шкаровский, доклад свящ.Евгения Саранча зачитал диакон Игорь Краев, были также свящ.Геннадий Чунин и свящ.Константин Костромин.

В третий раз Миссионерский отдел проводит конференцию по теме старого обряда и каждый раз докладчики на очень серьезном уровне рассматривают предложенную организаторами тему.

По традиции приветственным словом конференцию открыл о.Александр Будников, Председатель Миссионерского отдела. В связи с изменением программы первым выступил свящ. Иоанн Миролюбов, консультант ОВЦС, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством( Москва) с рассказом о личности Ивана Никифоровича Заволоко. Будучи лично знаком с Заволоко, о.Иоанн рассказал о том, как старообрядчество Прибалтики жило в послереволюционный период и затем после прихода советских войск. Рассказ о Заволоко изобиловал интересными подробностями личной духовной жизни выдающегося беспоповского наставника.

Известный историк Михаил Витальевич Шкаровский очень подробно описал тяжелые условия жизни старообрядцев белокринницкой иерархии в условиях гонений в Румынии в 1930-40х годов, связанных с принуждением к переходу на новой стиль. Это сложное время отразилось в судьбе знаменитого начетчика Федора Евфимьевича Мельникова, окончившего свой жизненный путь в Румынии под открытым надзором полиции, вызванным его исповедническим служением на благо Церкви.

Конференцию продолжил доклад, подготовленный свящ.Евгением Саранча из с.Михайловская Слобода, с трогательным повествованием о священническом служении протоиерея Стефана Смирнова на данном приходе в начале -середине XX века. Многие годы он вел дневник, который начинался записями о погоде и ценах на сельхозпродукцию, но по мере обострения ситуации в стране на страницах дневника появляются все больше подробностей общероссийского звучания. О высоком христианском духе о.Стефана свидетельствует его простая и естественная реакция на кончину отлученного от Церкви Л.Н.Толстого: " Умер Толстой. Жаль старика".

О тяжелой, полной общественных и личных переживаний судьбе владыки Геронтия Лакомкина, ныне канонизированного Русской Православной Старообрядческой Церковью, рассказал священник Геннадий Чунин (РПСЦ). Начав свой путь простым священником, благодаря любви и доверию старообрядцев он был избран епископом на столичную Санкт-Петербургскую и Тверскую епархию после того, как овдовел. 45 лет он был в священном сане, из них 40 лет епископом пройдя за это время и тяжесть лагерей и сложности церковного служения в советские годы. Владыка Геронтий упокоился 7 июня 1951 года и погребен на архиерейских могилах Рогожского кладбища в Москве.

Последний доклад "Полемика о старообрядчестве в русском зарубежье в XX веке: А.Солженицын и прот.А.Шмеман" представил свящ.Константин Костромин. Русское зарубежье в XX веке жило автономной жизнью от русских людей и Церкви в СССР и тем не менее многие процессы протекали достаточно близко по времени. Отмена клятв на старообрядцев 1974 году была в немалой степени подготовлена позицией Александра Исаевича Солженицына, который в "Вестнике Русского Христианского Движения" полемизировал с о.Александром Шмеманом в защиту старообрядцев. Александр Исаевич подчеркивал, что покаяние за совершенные гонения имеет для Русской Церкви надмирное, очищающее значение. Об этом о.Константин привел в своем доклады весьма подробные цитаты обеих сторон.

В заключительном слове о.Георгий Иоффе, заместитель председателя миссионерского отдела процитировал "Обращение к старообрядцам" Архиерейского Собора РПЦЗ 2000: "Мы глубоко сожалеем о тех жестокостях, которые были причинены приверженцам Старого Обряда; о тех преследованиях со стороны гражданских властей, которые вдохновлялись и некоторыми из наших предшественников в иерархии Русской Церкви только за любовь Старообрядцев к преданию, принятому от благочестивых предков, за ревностное хранение его." Подводя итоги состоявшейся конференции о.Георгий призывал быть терпеливыми и стараться искать пути диалога, который дает возможность обеим сторонам избавиться от старых стереотипов восприятия друг друга.

Фотоальбом
http://www.isidorovskaya.spb.ru/index.php?option=com_rsgallery2&Itemid=38&gid=114

Миссионерский отдел СПб епархии

29-30 апреля в Питере прошли конференция СТАРЫЙ ОБРЯД : 20 ВЕК В ЛИЦАХ и фестиваль знаменного пения
 Вы можете составить впечатление посмотрев ссылки
 
http://www.isidorovskaya.spb.ru/index.php?option=com_content&task=view&id=153&Itemid=144
 
http://www.isidorovskaya.spb.ru/index.php?option=com_rsgallery2&Itemid=38&gid=114
 
http://www.isidorovskaya.spb.ru/index.php?option=com_rsgallery2&Itemid=38&gid=113
**************************