ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ # 327
ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ http://www.drevnerus.narod.ru
Адрес для переписки: drevnerus@gmail.com, drevnerus@narod.ru
Мы будем рады любой информации
Мы не редактируем тексты информационных сообщений.
При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна
Редактор бюллетеня Т.В. Чумакова
Теперь читайте и в блоге http://drevnerus.blogspot.com
В блоге архив с 2007 года и информация о том, по каким адресам Вы можете подписаться на наш бюллетень
******************************
16 сентября 2009 г.
******************************
Отделение историко-филологических наук РАН и
Санкт-Петербургский государственный университет
совместно с другими организациями намерены провести
в июне 2010 г. (точные сроки будут сообщены дополнительно) конференцию, посвященную 150-летию со дня рождения выдающегося историка академика Сергея Федоровича Платонова.
Место проведения конференции – Санкт-Петербургский государственный университет.
В ходе конференции предполагается обсуждение следующих тем:
- Вехи биографии и научного творчества С.Ф.Платонова
- С.Ф. Платонов и историческая наука в России
- С.Ф. Платонов и культурная среда эпохи
- С.Ф. Платонов – ученый в отношениях с властью и обществом
- С.Ф. Платонов и преподавание истории
К участию в конференции приглашаются все заинтересованные коллеги. Срок подачи заявок до 20 сентября 2009 г. Оргкомитет оставляет за собой право отбора заявок.
В заявке следует указать:
- ФИО, место работы, должность, ученую степень докладчика;
- название доклада, аннотацию (до 1000 печ. знаков);
- контактные данные (эл. почта, тел.).
Последний день подачи заявки: 20 сентября 2009 г.
Организаторы: Исторический факультет СПбГУ и Археографическая комиссия РАН
Контактная информация: Контактные лица: к.и.н., доц. Исторического факультета СПбГУ Алексей Владимирович Сиренов, к.и.н., доц. Исторического факультета СПбГУ Евгений Анатольевич Ростовцев
Эл. почта: platonov-conf@yandex.ru
конференция, посвященная 85-летию кирилло-белозерского музея-заповедника, прошла в вологодской области
14.09.2009 20:22 | Благовест-инфо
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=4&id=29650
------------------------------
------------------------------
Кириллов (Вологодская обл.,) 14 сентября, Благовест-инфо. Пятая научная конференция "Культура Белозерья Х-ХХ веков", приуроченная к 85-летию Кирилло-Белозерского музея-заповедника, прошла 10-11 сентября в г. Кириллове Вологодской области, в конференц-зале музея.
Перед открытием форума участникам были показаны отреставрированные памятники архитектуры - караульные кельи Казанской башни и Домик келаря. Также к 85-летию музея в его стенах были представлены фотовыставка архиепископа Вологодского и Великоустюжского Максимилиана и иконы из частного собрания коллекционера В. Гулько.
Директор музея Галина Иванова, посвятившая свой доклад "итогам и перспективам" музея, отметила, что "про итоги не надо рассказывать, их надо смотреть", а о перспективах "говорить сложно". Тем не менее она рассказала о новых экспозициях музея, в частности, посвященных археологическим находкам. Что касается "перспектив", то директор отметила "чувство безвыходности", поскольку все более ощущается "государственное негативное отношение к музеям". Она напомнила, что в правительстве подготовлен проект закона о передаче
Церкви имущества религиозного значения. "В целом, - отметила Г. Иванова, - закон не вызывает возмущения и отторжения". Беспокойство вызывает непроработанность некоторых формулировок, положений, касающихся музейных фондов. "В законе вообще не проговаривается будущее музеев, которые находятся в храмах или монастырях, -- сказала директор. - Не говорится о том, что им должны быть предоставлены другие помещения или условия существования". И если вдруг, предположила Г. Иван
ова, завтра возникнет вопрос передачи Кирилло-Белозерского музея-заповедника Церкви, то в условиях города Кириллова прочие коллекции девать будет некуда. И потому, подчеркнула она, "закон настораживает, даже пугает". И хотя музейное сообщество России ставит эти вопросы, ответа на них по-прежнему нет. Уповать приходится "только на добрую волю владык": там, где отношения музеев и епархиальных управлений складываются благополучно, может не произойти негативных явлений, связанных с уничтожением музеев. В этом смысле
Кирилло-Белозерскому музею повезло: с архиепископом Максимилианом, который много лет возглавляет Вологодскую епархию, сложились сотруднические отношения; такие же отношения складываются и с Кирилло-Белозерским монастырем, действующим сейчас на территории музея. "Все, что возникает с той и другой стороны, разрешается путем простого обсуждения, мы находим общий язык", - рассказала Г. Иванова. Однако когда "законодательно мы не защищены, зависим только от персон, это оч
ень опасно", подытожила директор. Она рассказала также о бюрократических препятствиях, возникавших в процессе реставрации памятников зодчества, в частности, в связи с реставрацией деревянной церкви Ризоположения.
Архиепископ Вологодский и Великоустюжский Максимилиан, поздравив с 85-летием музея-заповедника его сотрудников, отметил большую работу, проделанную директором. Он выразил понимание озабоченности, высказанной в связи с проектом закона. "Это болезненный процесс, - считает архиепископ. - В свое время отняли у Церкви, теперь хотят отнять у музеев. Мне кажется, если была допущена одна ошибка, надо делать выводы, и не допускать повторной ошибки в другом направлении". По его словам, он и руководитель музея неоднократно
обсуждали эти проблемы. Подчеркнув, что музеи и Церковь выполняют разные функции, он в то же время отметил, что их многое объединяет: в частности, стремление сохранить лучшие образцы искусства. Архиепископ Максимилиан выразил радость в связи с тем, что "у нас доброе сотрудничество, которое зависит от внутреннего устроения той и другой стороны". В коллективе работников музея архиепископ видит единомыслие - единомыслие людей, которые "родились, выросли на вологодчине, и
думают о том, что будет после нас". Одним из главных критериев духовного устроения является мир. "Благодарю Бога, что у нас на Вологодчине есть и мир, и согласие", - завершил свое выступление глава Вологодской епархии.
Участников конференции приветствовали также представители исполнительной и законодательной власти Вологодской области, городской и районной администрации, учреждений культуры, Каргопольского, Ростовского и Вологодского музеев, реставрационных организаций, в частности, московского Государственного НИИ реставрации, сотрудники которого более сорока лет выполняют работы по реставрации объектов и экспонатов музея. После пленарного заседания работа конференции проходила в секциях.
На конференции с докладами выступили З. Дмитриева ("Итоги и перспективы издания документальных материалов из архива Кирилло-Белозерского монастыря XVI-XVIII вв"); М. Корогодина ("Особая редакция Кормчей книги из Кирилло-Белозерского монастыря"); М. Серебрякова ("О некоторых особенностях захоронений на территории Кирилло-Белозерского монастыря в XVII веке" ); А. Мельник ("Почитание русских святых в Кирилло-Белозерском монастыре XVI веке"); В.Липовецкий ("Святоотеческое наследие преподобного Нила Сорского: актуальность
для современников"); Е. Белякова ("Паисий Ярославов и распространение Кормчих в Белозерье"); Е. Ройзман ("Складни в русской иконописи"), Н. Афанасьева ("Природные условия строительства и сохранения храмов Белозерья") и другие.
Справка (по материалам изданий музея): Кирилло-Белозерский монастырь был основан в конце XIV века на землях бывшего Белозерского княжества, его основатель - Кирилл - происходил из знатного боярского рода Вельяминовых. В конце XIV - начале XVI веков Кириллов стал центром движения нестяжателей, в монастыре подвизались известные представители этого течения, в частности, Нил Сорский. На церковном соборе в 1503 году нестяжатели потерпели поражение. В XVI веке духовный авторитет старцев монастыря привлекает в него
богомольцев. Уже в конце XVI века на берегу Сиверского озера возник монастырский город, по количеству каменных зданий сопоставимый с Троице-Сергиевой лаврой. Хорошо укрепленный монастырь рано стал местом ссылки в России, в частности, во времена Ивана IV (Грозного). Здесь провел 15 лет опальный патриарх Никон.
Во время польско-литовского нашествия Кирилло-Белозерский монастырь оказал сопротивление неприятелю. В дальнейшем, после реформ Петра и выхода России в Балтийское море, монастырь был отстранен от участия в военной и политической истории. Сократилось количество насельников; во второй половине XVIII века монастырь стал сдавать опустевшие здания в аренду. Почти сто лет на территории монастыря размещалась кирилловская городская уездная тюрьма. В 1914 году епископ Кирилловский Иоанникий поставил вопрос перед Новгородской
духовной консисторией о капитальном ремонте сооружений монастыря, однако начавшаяся война не позволила осуществить намеченные планы.
В 1918 году в Кирилловском уезде началась национализация монастырских земель и церковного имущества. Архимандрит Варсонофий, пытавший уберечь монастырь от разграбления, был расстрелян. В 1924 году монастырь был закрыт, а на части его территории создан музей. "Судьба музея, штат которого первое время состоял из директора и двух-трех сторожей, много лет была не менее сложной и драматичной, чем монастыря в последние годы его существования", - пишет исследователь И. Смирнов в очерке, посвященном истории монастыря.
В 1919-1940 годах проводился комплекс противоаварийных и восстановительных работ, благодаря которым были спасены многие памятники монастыря. В 70-е годы был разработан генеральный проект реставрации и проведены первые опыты реконструкции памятников.
В 1997 году Президентским указом архитектурные ансамбли Кирилло-Белозерского, Ферапонтова и Горицкого монастырей в составе Кирилло-Белозерского музея-заповедника вошли в свод особо ценных объектов культурного наследия народов России.
Елена Бажина
===================
'Religious Parties in Processes of Democratic Consolidation –Revisiting the Inclusion-Moderation Thesis'
Conference to be held at Princeton University, Princeton, N.J., USA, March 18-20, 2010
Deadline for abstracts: September 30, 2009
The salient appearance of religious parties after recent democratic transition processes raises important questions: Under what conditions do religious groups eschew radical stances and unconditionally abide by the democratic rules of the game? Do the core features of liberal- democracy ─ multiparty electoral contestation, respect for basic freedoms, the rule of law ─ reinforce and mutually support one another in democratic consolidation processes, or may the inclusion of religious parties actually endanger liberal politics in the short, medium and long term?
Comparison
While geographic comparison of party politics is well-established in the field of Political Science, the benefits of diachronic comparisons are still less often realized. Our conference seeks to combine geographic and diachronic comparison by including case studies from the second and third wave of democratization (post-1945 and post-1974) as well as from recently democratized states.
Case Selection
To ensure that we consider political parties in democratic consolidation processes, and not in electoral processes in liberalized authoritarian regimes, only case studies of religious parties in countries that at the time of the investigation score 6 or higher on Polity IV index (and for the contemporary cases 6.0 or higher on the Bertelsmann Democracy Status Index) will be included.
Combination of Qualitative and Quantitative Data
We particular welcome submissions from scholars who combine ethnographic studies of religious political parties and deep historical knowledge of the respective societies in which these parties emanate, with quantitative analyses of public opinion and electoral data.
Questions of Inquiry
Ideology and behavior of religious actors are conditioned by the institutional setting under which they operate. Political competition can create strong incentives for religious political parties to pursue vote-maximization strategies. Under certain conditions, vote-maximization strategies entail developing moderate platforms and jettisoning the religious-motivated goal of restructuring society.
To take the already well-established literature on the inclusion-moderation debate forward, four interrelated questions shall guide the geographic and diachronic comparative inquiry at the conference:
1) how does the competition for votes with secular parties and other religious parties affect the policy positions and strategies of religious parties?
2) how does participation in electoral politics affect intra-factional struggles within religious parties?
3) how does participation in electoral politics affect the internal organization of the party, and vice versa, how does internal party organization affect strategies and policies of religious parties?
4) What types of moderation of religious parties contribute to democratic consolidation? In which policy realms is moderation more consequential for democratic consolidation processes than in others?
We invite experts on specific political parties to elucidate one or several of the questions raised above. While the evolution of religious party politics in Israel, Western Europe, Indonesia and Turkey provide particularly fruitful settings as these countries have undergone and are undergoing democratic consolidation processes, we call for abstracts on religious parties in all countries that meet the case selection criteria outlined above.
Please send an abstract of 500 words by September 31, 2009 to the two organizers. Abstracts should specifically mention the methodology the paper will employ.
Professor Manfred Brocker Princeton University, N.J. Princeton Institute for International and Regional Studies 329 Aaron Burr Hall Princeton, N. J. 08544 USA mbrocker@princeton.edu
Professor Mirjam Künkler Princeton University, N.J. Princeton Institute for International and Regional Studies 110 Jones Hall Princeton, N. J. 08544 USA kuenkler@princeton.edu
++++++++++++++++++++
Качаем! Книги и журналы в интернете:
последнее из сообщества http://community.livejournal.com/old_rus/
Журнал Russia mediaevalis в отсканированном виде, постранично: http://daten.digitale-sammlungen.de/~db/ausgaben/uni_ausgabe.html?projekt=1154418755&recherche=ja&ordnung=sig
=============
Словарь книжников и книжности Древней Руси - все тома
ссылки здесь http://anrike.livejournal.com/18471.html
Словарь книжников и книжности Древней Руси XI-XVII вв. Вып.1-2, части 1-3. СПб.: Дмитрий Буланин, 1987-1989
Словарь книжников и книжности Древней Руси XI-XVII вв. Вып.3, дополнения к частям 1-2, . СПб.: Дмитрий Буланин, 1992-1993
Словарь книжников и книжности Древней Руси XI-XVII вв. Вып.3, часть 4, дополнения к части 3. СПб.: Дмитрий Буланин, 1998-2003
===================
интернет-библиотеки
Электронная библиотека Республики Карелия
http://elibrary.karelia.ru/ Требуется регистрация (быстро и конечно бесплатно)
+++++++++++++++++++++++
http://ej.ru/?a=note&id=9458
В редакцию "Ежедневного журнала" поступило письмо из приюта при Фонде НАН ("Нет алкоголизму и наркомании") "Дорога к дому". Автор — 16-летняя девушка, прожившая в Боголюбовском женском монастыре под Владимиром восемь лет. Духовником обители является «старец» — архимандрит Петр (Кучер). Он известен своим почитанием царя Николая II и Сталина, непримиримой борьбой с ИНН. Это его имел в виду патриарх Алексий II, когда в 2007 году осудил "мытищинский чин" всенародного покаяния перед статуей Николая II и призвал лишать сана священнослужителей, пускающихся в такие, сеющие раздор и смуту, эксперименты. О нравах монастыря, окормляемого отцом Петром, рассказывает его воспитанница, чудом бежавшая из него под покровом ночи.
далее http://ej.ru/?a=note&id=9458
Президенту Российской Федерации
Д.А. Медведеву
копии:
Его Святейшеству Кириллу,
Патриарху Московскому и всея Руси;
Генеральному прокурору РФ;
Уполномоченному по правам
ребёнка при президенте РФ
От несовершеннолетней
Перовой Валентины Евгеньевны,
зарегистрированной по адресу:
Владимирская обл., Суздальский р-н,
пос. Боголюбово, ул. Ленина, д. 51 в,
Свято-Боголюбский монастырь.
Фактически проживаю по адресу:
г. Москва, ул. Профсоюзная, д.27, корп.4.
Уважаемый Дмитрий Анатольевич!
Я, Перова Валентина Евгеньевна, родилась 26 сентября 1992 г. До 6 лет жила в Ростовской области в п. Голубинка. Мои родители, Перова Татьяна Анатольевна (нигде не работала) и Перов Евгений Михайлович (сначала работал в милиции, потом электриком), развелись из-за того, что папа стал часто выпивать. После этого мы, три сестры Женя, Маша и я, с мамой уехали в г. Козельск, ул. Победы. Там мы прожили 3 года. Потом мама отвезла в 2001 г. меня и старшую сестру Женю во Владимирскую область, Суздальский район, п. Боголюбово, в Боголюбовский женский монастырь. Я в монастыре оставаться не хотела, но мама сказала, что мы с Женей поживем две недели и потом она нас заберет, а сама с младшей сестрой Машей уехала.
Приехала через год и тоже осталась в этом монастыре. Там нас определили в разные группы, меня и Машу в младшую (в разные комнаты), а Женю в старшую. Мама в монастыре работала на сенокосе (летом), зимой на кухне. Виделись очень редко (не разрешали). Мама запрещала писать письма родным, звонить, забрала все адреса. Жила мама недолго, заболела раком и в 2003 г. умерла. Когда мама болела, нас к ней не пускали, два месяца до смерти мы ее не видели вообще.
В монастыре жить было трудно, наказывали очень строго, почти ни за что. Посмотришь не так, воспитателю не понравится, может дать очень много поклонов земных, 1000 без отдыха делать, поставить на неустойчивый стул на всю ночь молиться. Спокойно могут лишить еды на день или на три дня. Бьют ремнем пряжкой до синяков. А если в комнату зайдешь без Иисусовой молитвы, то 1000 раз заставят открывать и закрывать дверь и при этом читать молитву. Ходим на службу каждый день, хочешь ты или не хочешь, все равно заставят идти. Стоять было очень тяжело, службы длинные, по 4 часа, а стоять надо не шелохнувшись. Из-за этого у многих девочек больные ноги и у меня тоже. Врач запретила стоять больше 30 минут, но мы все равно стояли.
Летом мы работали на поле, а поле большое, 4 гектара (это детское поле). Работало нас немного, 20 человек девочек. Работали с 6-ти до 8-ми вечера. А перерыв был маленький, один час и 30 мин. Или 2 часа. Уставали очень сильно, нас постоянно подгоняли, а ночью поднимали в 12 часов, и мы полтора часа вместе всей группой молились, а кто стоя засыпал, тех выгоняли в коридор на всю ночь молиться. Мне и еще одной девочке Веронике Сариной все надоело, и мы решили сбежать с монастыря.
Это было в 2007 году утром, в 7 часов утра. Мы с этой девочкой, пока никто не видел, перелезли через ограду за храмом и убежали в г. Владимир к Ксении (эта Ксения тоже раньше была в этом монастыре, и бабушка у нее работала юристом, поэтому мы и решили убежать к ней). Побыли мы там недолго, всего до 12-ти дня, потому что бабушки в этот момент не было дома и за нами приехали из монастыря на машине, они нам заломали руки за спину и затащили в машину. Приехали за нами наша воспитательница Малькевич Анастасия Сергеевна (м. Рафаила), водитель монастырский и Вероникина мама. Когда нас привезли в монастырь, то стали обзываться, очень сильно ругать, надсмеиваться над нами. И в этот же день посадили нас в затвор (т.е. три дня не есть и не спать, а молиться. Эти затворы в монастыре были часто. Взрослые каждый месяц были в затворе, а дети от 12 лет каждый пост).
А в 2008 году нам меняют воспитателя — Малькевич Анастасию Сергеевну (м. Рафаилу) ставят помощником благочинной (это ответственные за порядок в монастыре), а нам ставят воспитателем Ефремову Наталью Ивановну (она в 2007 году пришла в монастырь и имеет юридическое образование). Сначала она к нам относилась нормально. Потом ее начала учить наша бывшая воспитательница, как к нам нужно относиться, перечислила все бывшие наказания и за что наказывать тоже. Наталья Ефремова переусердствовала, молились мы с ней больше, наказания были почти каждый день. Потом она заказала в швейной черные, толстые ночнушки и заставляла спать только в них, а если постираешь и она за день не высохнет, то заставляла спать в сырой. Монахинь она заставляла носить под низом верхней одежды такие ночнушки, а кто не носил, тех очень сильно наказывали ремнем. Воспитательница наша попросила у начальства монастыря древний устав (правила, по которым живут монахи) 1803 года и заставляла нас по этому уставу жить, а там строгие правила. Когда утром наш детский хор пел службу, а потом сразу два акафиста, я и одна девочка Света Кузнецова присели во время акафиста, когда не пели, регенту это не понравилось, и поэтому она про нас хотела рассказать воспитательнице. Мы просили у нее прощения, а она все равно рассказала.
Наталья Ефремова нас не стала наказывать, она пошла и рассказала про нас начальству, и они решили нам за это отрезать волосы. Мы ничего про это не знали. Вечером воспитательница зовет меня и Свету Кузнецову и ведет в главный корпус в архиерейскую (там, где владыку принимают), заходим, за нами сразу закрывают двери и облокачивается на них благочинная Валентина Сумина (м. Людмила). В этой комнате были архимандрит Петр, настоятельница монастыря монахиня Георгия, казначей монахиня Арсения (тетя бывшей воспитательницы) и наша бывшая воспитательница м. Рафаила. Настоятельница молча достает из кармана ножницы и дает их архимандриту Петру (Кучер Петр Петрович). Он сначала подзывает Свету, обрезает ей волосы, а потом мне. Мне было очень обидно, потому что за нас некому было заступиться. Старшую сестру после этого перевели жить в главный корпус, чтобы я ей не жаловалась и не общалась с ней.
После этого воспитательница стала на меня злиться еще больше. Она стала про меня сочинять всякие разные сплетни. То, что я в храме ворую деньги, хожу в магазин, покупаю косметику и раздаю ее девочкам. Она насчет этого ходила к начальству, и они мне придумывали всякие наказания. Хотя все прекрасно знали, что я никаких денег не ворую, а за пределы монастыря не разрешают выходить даже взрослым. Еще она придумала то, что я целуюсь с мальчиками в монастыре (там даже не разрешают на них смотреть, за это ремнем наказывают). Этому начальство тоже поверило. Меня и еще одну девочку, Ксению Головченко, наказали очень сильно. Нас посадили в разные комнаты без удобств и практически без мебели на 12 суток без еды (на одних сухарях и воде). Эти комнаты были холодные, а общались мы через форточку, т.к. окна выходили на одну сторону. В это время мы ходили пешком за 3 км сдавать экзамены в новосельскую школу. Учителя в это время заниматься к нам не ходили. Из-за всего этого я сбежала второй раз с Кристиной Фёдоровой (девочка из нашей группы). Я туда возвращаться не хочу и видеть этих людей тоже не хочу, кроме родных сестер. Я хочу учиться в школе и получить образование. Хочу жить нормальной жизнью. Прошу защитить мои права и интересы, я не хочу быть прописанной в монастыре.
С 19.08.2009 г. я проживаю в Москве по адресу: Ул. Профсоюзная, д.27, корп.4, телефон: 8-499-128-66-20, приют «Дорога к дому».
31.08.2009 г. органы опеки Суздальского района приезжали ко мне и хотели меня забрать. Я отказалась ехать, т.к. очень боюсь, что они меня вернут в монастырь. Мои сестры Маша и Женя продолжают жить в монастыре. Очень надеюсь на Вашу помощь и защиту.
11.09.2009
Перова В.Е.