пятница, 29 января 2010 г.

346

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ # 346
ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ http://www.drevnerus.narod.ru
Адрес для переписки: drevnerus@gmail.com, drevnerus@narod.ru
Мы будем рады любой информации
Мы не редактируем тексты информационных сообщений.
При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна
Редактор бюллетеня Т.В. Чумакова
Теперь читайте и в блоге http://drevnerus.blogspot.com
В блоге архив с 2007 года и информация о том, по каким адресам Вы можете подписаться на наш бюллетень
******************************
29 января 2010 г.
*****************************

     

Imagining Astrology:

Painted Schemes and Threads of the Soul

A Two-Day International Conference at the University of  Bristol

Supported by the Bristol Institute for Research in the Humanities and Arts and the Centre for Medieval Studies

24-25 April 2010

Organized by Darrelyn Gunzburg and Liz Greene

далее см. http://www.bristol.ac.uk/arts/birtha/imaginingastrology

  ==========================

  "НИШ И ВИЗАНТИЈА"  http://www.ni.rs/byzantium/

(от редатора: возможно есть проблемы с отражением шрифта Советую посмотреть страницу  http://www.ni.rs/byzantium/)

Са великим задовољством обавештавамо Вас да Град Ниш, у сарадњи са Универзитетом у Нишу, организује девети по реду међународни научни скуп византолога "НИШ И ВИЗАНТИЈА" који ће се одржати од 3. до 5. јуна  2010. године у оквиру обележавања славе Града Ниша - Дана св. цара Константина и царице Јелене.

Научни скуп окупља истакнуте истраживаче наше прошлости на Дан св. цара Константина и царице Јелене, са циљем да се европска научна јавност упозна о значају Ниша за свеколики хришћански свет. Намера организатора научног скупа је да допринесе свеобухватнијем расветљавању ранохришћанске, византијске и поствизантијске прошлости Ниша, као и њен одјек на потоње духовно, културно и уметничко стваралаштво Ниша, са простором Балкана и Европе који му гравитира. То подразумева интердисциплинарност и присуство историчара уметности, историчара, архитеката, археолога, класичних филолога, историчара књижевности, теолога, филозофа... Више детаља на званичној интернет страници Научног скупа http://www.ni.rs/byzantium/

Приложени реферати биће публиковани у Зборнику радова који се промовише на дан окупљања следеће, 2011. године. Учесници су дужни да до новембра месеца 2010. године доставе излагани рад са комплетном научном апаратуром организатору научног скупа.

Ценећи Ваш рад и постигнуте резултате у области средњовековних студија и утицаја византијског света на савремену Европу, са задовољством Вас позивамо  да узмете учешће на деветом међународном научном скупу "НИШ И ВИЗАНТИЈА - IX", ове године У сусрет обележавању  годишњице Миланског едикта.

Организатор скупа сноси трошкове смештаја и исхране за излагаче чији је реферат прихваћен.

Тему можете пријавити до 10. маја 2010. године на адресе:

  • Ана Мишић , Служба за послове градоначелника, ул. 7 јули бр. 2, 18 000 Ниш,
    тел/факс. 018/504-408;  504-545; моб. 064/8330042; e-mail: ana.misic@gu.ni.rs

  • мр Миша Ракоција, Завод за заштиту споменика културе Ниш, Добричка 2, 18 000 Ниш
    тел. 018/523-414; e-mail: mrakocija@ptt.rs

 ==================================
  http://slovo.uni-plovdiv.bg/?p=2697

Научно-исследовательский проект «Европа читает Чехова»

Великотырновский университет (Болгария)

Кафедра теории литературы Тверского государственного университета (Россия)

Кафедра сербской и сравнительной литературной истории Нишского университета (Сербия)

Международная научная конференция

«Европа читает Чехова»

Великотырновский университет Святых Кирилла и Мефодия

7-9 октября 2010 года

Секции:

1.       Чеховские традиции в европейской культуре XX-XXI веков (литература, театр, кино)

2.       Европейская литература и Чехов; Чехов и европейская литература

3.       Чехов в переводах на европейские языки: интенция и рецепция

4.       Чехов в исследованиях европейских учёных XX-XXI веков

5.       Чехов и его произведения на европейской сцене и в европейском кинематографе

6.       Чехов и массовая культура Европы XX-XXI веков

7.       Чехов в европейском школьном изучении

Срок предоставления заявки: 1 марта 2010. Указать: ФИО, ученая степень, звание, место работы, тема доклада, просьба приложить резюме доклада (200-300 слов). Убедительная просьба: заявки на технические средства, презентации, видеопоказы работ представлять как дополнение к тезисам. Заявки на участие присылать по адресу:

nataliya2005@abv.bg

Рабочие языки конференции – болгарский, русский, сербский, английский, французский, немецкий.

Срок присылки текста доклада – 1 июня 2010.

Технические требования к оформлению докладов будут сообщены во втором информационном письме, которое высылается после получения заявки в марте 2010.

Сборник материалов будет опубликован до проведения конференции.

Расходы оплачивают участники конференции или командирующая сторона.

Координаторы конференции:

Наталия Няголова, e-mail: nniagolova@abv.bg, тел. +359884884207; +359895606487

Юрий Доманский, e-mail: p000278@yandex.ru, тел. +79109306256

Comments are closed.

  ==============================

 

9 апреля 2010 г. в Армавирском филиале Краснодарского краевого института дополнительного профессионального педагогического образования (Краснодарский край, г. Армавир, ул. 30 лет Победы, 15) проводятся Шестые Международные Кирилло-Мефодиевские Чтения, которые ставят целью создание сообщества научной и педагогической интеллигенции, изучающего наследие славянских первоучителей в контексте философии и практики образования ХХI столетия, консолидационных процессов в славянском мире.

Предварительно планируется участие представителей Украины, Молдовы, Казахстана, Таджикистана, Болгарии, Сербии и др.

Программа Чтений:

10.00–11.00 — Регистрация участников.

11.00–13.00 — Работа секций.

13.00–13.30 — Кофе-пауза.

13.30–15.00 — Работа секций.

15.00–15.30 — Перерыв.

15.30–16.30 — Пленарное заседание.

Секционная работа по следующим направлениям:

  • Философия и проблемы духовности общества

  • История и политология

  • Филология и культурология

  • Педагогика

Приглашаем принять участие ученых, представителей педагогической и творческой интеллигенции, духовенства, студентов, аспирантов, соискателей.

Заявки на участие в Международных Чтениях и материалы (доклады, рефераты, сообщения) для публикации принимаются до 10 марта 2010 г.
Командировочные расходы за счет направляющей стороны. Заявку на проживание в гостинице прислать до 1 апреля с.г.

Форма заявки:

  1. ФИО (полностью)

  2. Место работы и должность

  3. Ученая степень, ученое звание

  4. Почтовый адрес, контактный телефон

  5. Электронный адрес

  6. Название статьи

  7. Форма участия (очная, заочная)

Материалы будут опубликованы в научном журнале «Синергетика образования», выходящим под грифом Южного отделения Российской академии образования, и на сайте www.sinobr.ru/. Стоимость одной страницы (около 2000 знаков с пробелами) — 100 руб.

Требования к оформлению материалов:

  1. Статьи (до 7 страниц) оформляются в редакторе Microsoft Word.

  2. Формат А4, кегль 14, междустрочный интервал 1,5, Times New Roman.

  3. Поля 2 см, абзацный отступ 1,25 см.

  4. Выравнивание по ширине, без переносов. Ориентация книжная.

  5. В первой строке указываются фамилия и инициалы автора (выравнивание по правому краю), во второй строке — название статьи прописными буквами, полужирным шрифтом (выравнивание по центру).

  6. При наличии рисунков и диаграмм прикреплять их отдельным файлом.

  7. Ссылки даются нумерацией в квадратных скобках с указанием страницы: [5, c. 7], [12, c. 10–11], [8]. Библиографический список размещается в конце текста в алфавитном порядке.

  8. Тексты должны быть выверены. Авторы несут полную ответственность за содержание.

Материалы направляются в электронном виде по адресам:

georgii_ast@mail.ru,
a-chesnokova@yandex.ru

По всем вопросам обращаться:

Адрес:

352922
Краснодарский край
г. Армавир, ул. 30 лет Победы, 15
Армавирский филиал ККИДППО
Аствацатуров Георгий Осипович
Чеснокова Анастасия Владимировна

Телефон:

(86137) 5–72–90

Факс:

(86137) 5–79–00

  ========================

Втора национална конференция по археология, история и културен туризъм

ПЪТУВАНЕ КЪМ БЪГАРИЯ

ОТ ТУКА ЗАПОЧВА БЪГАРИЯ" Шумен, 14 - 16 май 2010 г.


Организатори                       съюз научените в бъгария

НАЦИОНАЛЕН АРХЕООГИЧЕСКИ ИНСТИТУТ С МУЗЕЙ НА БАН ШУМЕНСКИ УНИВЕРСИТЕТ "ЕП. КОНСТАНТИН ПРЕСЛАВСКИ" РЕГИОНАЛЕН ИСТОРИЧЕСКИ МУЗЕЙ - ШУМЕН

Покана за участие

Уважаеми колеги,

От 8 до 11 май 2008 г. в Шумен се проведе Пъ"вата национална конференция "Пътуване към България" като конкретната тема бе Пътуванията в Средновековна България и съвременният туризъм". Докладите от конференцията бяха публикувани във внушителен том и бе взето решение за регулярност през две години.

Темата на Втората национална конференция ще бъде "От тука започва България".

Тази популярна фраза, с която запова химнът на град Шумен, напълно отговаря на историеските реалности. Поради факта, е днешният град Шумен е разположен между първите две български столици - Плиска и Преслав и свързания с тях култов център "Мадара", наистина тук се поставят основите на редица дейности, които предопределят съществуването на българската държава и нация повее от 1330 години.

От тук запова държавността - след създаването на Дунавска България в 681 г. Именно тукв Плиска и по-късно в Преслав - се формират основните държавни институции.

От тук запова приобщаването на българския народ в лоното на християнството и вливането му в световното християнско семейство.

От тук запова и разпространението на славянската писменост, която днес се използва от над 500 милиона жители на планетата.

В годините на османското владиество Шумен постепенно е превърнат във важен турски военен и икономиески център. Въпреки това, градът има своя достоен принос както в борбите за национално освобождение, така и в Българското духовно възраждане. Шуменец е един от водаите на Априлското въстание - Панайот Волов, шуменци имат своя Революционен комитет, уастват в Старозагорското въстание, в етата на Христо Ботев, в редиците на българското Опълчение.

През 1813 г. е организирано първото гражданско естване на празника на Св. Св. Кирил и Методий, на който е представено и първото в българските земи "театро", а през 1856 г. е поставена комедията на Сава Доброплодни "Михал", която историците на българския театър все още смятат за негово наало. В Шумен е проведено първото по българските земи "уилищно изпитание" (1846 г.), изработени са учебни програми по европейски образец и е открито първото класно девиеско училище (1856 г.). Приет е устав за селските училища и е въведено задължителното наално образование за децата от Варненско-Преславската епархия. През 1850 г. е създаден първият български оркестър за "европейска" музика, а малко след това и първите уениески хор и оркестър. През 1856 г. е открито едно от първите италища - "Архангел Михаил". Шуменец е авторът на първата оригинална българска драма (Д. Войников "Стоян войвода") и на първата българска повест Друмев "Нещастна фамилия").

След Освобождението градът запазва своето място сред важните административни, стопански, културни и военни центрове на България.

Всики тези достижения са познати в науката, но все още не са намерили своето подобаващо място в сферата на културния туризъм.


Но България не запова само от Шумен и Шуменска област! България запова от всяко кътче на страната ни, от всяко историеско събитие, които се вплитат във формирането на българската народност, които се вписват в създаването на Първата, Втората и Третата българска държава, които бележат създаването на българската култура като съчетание на национални традиции и уждестранно влияние. Във всеки град и област на страната и в съседни земи) има събития и паметници, които бележат едно наало. Нека заедно ДА ПЪТУВАМЕ КЪМ БЪЛГАРИЯ!

Организационният комитет има естта да Ви покани да участвувате в конференцията с доклад. Разходите по Вашето пребиваване в Шумен са за сметка на организаторите.

Моля в срок до 31 март 2010 г. да попълните приложения регистрационен формуляр и го изпратите на посочения там адрес.

От името на Организационния комитет Проф. д.и.н. Иван Йорданов

Организационен комитет

Председател:            Чл.кор. Дамян Дамянов - председател на СУБ

Зам. Председател:   Проф. д.и.н. Иван Йорданов - председател на СУБ клон Шумен

Членове:                     Г-н Димитър Александров областен управител на Шуменска област

Г-н Красимир Костов - кмет на община Шумен Акад. Никола Съботинов - председател на БАН Акад. Васил Гюзелев - президент на Българска асоциацията по византинистика и медиевистика Д-р Тодор Чобанов - зам.- министър на културата Проф. Маргарита Георгиева, д.п.н. - ректор на Шуменски университет "Еп. Константин Преславски"

Ст.н.с. д-р Маргарита Ваклинова -директор на Национален археологиески институт и музей при БАН

Г-н Георги Майсторски -директор на Регионален историески музей -Шумен

Представители на туристиеската гилдия Представител на Агенцията по туризъм

Програмен комитет

Председател:            Проф. д.и.н. Иван Йорданов - Филиал на НАИМ-Шумен и директор на

центъра по византинистика към ШУ

Членове:                     Проф. д.и.н. Иван Божилов - НБУ

Проф. Нина Дюлгерова - председател на секция "История" на СУБ

Доц. д.и.н. Вера Бонева - Специализирано висше уилище по

библиотекознание и информационни технологии - София

Ст.н.с. д.и.н. Илия Илиев - Институт по история на БАН

Доц. д-р Миляна Каймаканова - Факултет "История" на Софийски

университет "Св. Кп. Охридски"

Ст.н.с. I ст. д.и.н. Лиляна Симеонова - Институт по балканистика, БАН

Г-жа Ивелина Кюукова - координатор на секция културен туризъм

Дата и място

Конференцията ще се проведе от 14 до 16 май 2010 г. в Регионалния исторически музей


адрес за докладчици и научно участие

Проф. Иван Йорданов

Археологически институт

Ул. „Генерал Тошев" №4

9701 Шумен

Тел.: (054) 86 32 17

E-mails: ivanjordanov@abv.bg

jordanov_sh@yahoo.com


Адрес за фирмено и друго участие

Чл.кор. Дамян Дамянов, дмн

СУБ

Бул. Мадрид № 39

София 1505

Тел.: (02) 943 23 63; 944 11 57

Факс: (02) 944 15 90

E-mails: georgieva@usb-bg.org

president@usb-bg.org

=======================

  НИШ И ВИЗАНТИЯ

Поштована / Поштовани,

Са великим задовољством обавештавамо Вас да Град Ниш, у сарадњи са Универзитетом у Нишу, организује девети по реду међународни научни скуп византолога "НИШ И ВИЗАНТИЈА" који ће се одржати од 3. до 5. јуна  2010. године у оквиру обележавања славе Града Ниша - Дана св. цара Константина и царице Јелене.

Научни скуп окупља истакнуте истраживаче наше прошлости на Дан св. цара Константина и царице Јелене, са циљем да се европска научна јавност упозна о значају Ниша за свеколики хришћански свет. Намера организатора научног скупа је да допринесе свеобухватнијем расветљавању ранохришћанске, византијске и поствизантијске прошлости Ниша, као и њен одјек на потоње духовно, културно и уметничко стваралаштво Ниша, са простором Балкана и Европе који му гравитира. То подразумева интердисциплинарност и присуство историчара уметности, историчара, архитеката, археолога, класичних филолога, историчара књижевности, теолога, филозофа... Више детаља на званичној интернет страници Научног скупа http://www.ni.rs/byzantium/

Приложени реферати биће публиковани у Зборнику радова који се промовише на дан окупљања следеће, 2011. године. Учесници су дужни да до новембра месеца 2010. године доставе излагани рад са комплетном научном апаратуром организатору научног скупа.

Ценећи Ваш рад и постигнуте резултате у области средњовековних студија и утицаја византијског света на савремену Европу, са задовољством Вас позивамо  да узмете учешће на деветом међународном научном скупу "НИШ И ВИЗАНТИЈА - IX", ове године У сусрет обележавању  годишњице Миланског едикта.

Организатор скупа сноси трошкове смештаја и исхране за излагаче чији је реферат прихваћен.

Тему можете пријавити до 10. маја 2010. године на адресе:

  • Ана Мишић , Служба за послове градоначелника, ул. 7 јули бр. 2, 18 000 Ниш,
    тел/факс. 018/504-408;  504-545; моб. 064/8330042; e-mail: ana.misic@gu.ni.rs

  • мр Миша Ракоција, Завод за заштиту споменика културе Ниш, Добричка 2, 18 000 Ниш
    тел. 018/523-414; e-mail: mrakocija@ptt.rs


В.Д. РЕКТОР УНИВЕРЗИТЕТА У НИШУ
проф. др Драган Антић

 

ГРАДОНАЧЕЛНИК
мр Милош Симоновић


СМ. http://www.ni.rs/byzantium/

=========================

 

13–14 мая 2010 года в Сыктывкаре состоится VII Международная научная конференция «Семиозис и культура: философия и антропология разрыва (текст, сознание, код)».

Конференцию проводят:
Министерство образования и науки Российской Федерации
Международная Академия наук (русская секция)
Коми государственный педагогический институт
Кафедра культурологии

К участию приглашаются специалисты в области современных проблем философии, культурологии, семиотики, филологии, СМИ, психологии и социологии.

В ходе работы конференции будут рассмотрены следующие вопросы:

  • Человек в контексте постсовременности

  • Человек в информационном пространстве: новое антропологическое состояние

  • Кризис самообоснования в ситуации постсовременности

  • Кризис сознания в культуре современности и постмодернизм

  • Этническое, национальное, государственное: прекращение постепенности

  • Идеологическое и духовное в сознании человека

  • Смысловой разрыв: парадоксы, амбивалентности, лакуны

  • Реальное и виртуальное в текстах современной культуры

  • Интеллектуальные технологии как способ преодоления разрыва

  • Языки описания в ситуации разрыва

  • Трансформации нарратива

  • Текст и гипертекст: механизмы перехода

  • Уровни текста в парадигме семиотики разрыва

По материалам конференции предполагается издание сборника научных статей «Семиозис и культура (выпуск 6)». Сборник научных статей реферируется в Вестнике Международной Академии наук (русская секция) и будет опубликован до начала конференции.

Оргкомитет оставляет за собой право отклонить текст публикации.

Заявку и тексты докладов просим присылать до 15 марта 2010 года по адресу: iefadeeva@mail.ru. Требования к оформлению: кегль 14, интервал 1, объем 20.000 знаков (0,5 печ. листа), все поля 2 см. указатель литературы в конце статьи в алфавитном порядке. Ссылки в круглых скобках — номер в списке и страница через двоеточие (7:312). К статье прилагается название статьи и резюме на английском языке (не более 500 знаков).

Оргвзнос в сумме 400 рублей просим высылать после сообщения о включении доклада в программу конференции.

Адрес: 167000, Сыктывкар, ул. Кутузова д. 13, кв. 117. Фадеевой Ирине Евгеньевне.

Коми государственный педагогический институт

  ***********************************

  

Позиция искусствоведов в  вопросе о передаче церкви памятников культуры 

     Источник: http://www.wiki.ru/history/byzantium/detail.php?ID=86984 

     На  протяжении последних нескольких лет  в фокусе общественного внимания неоднократно оказывались различные ситуации, связанные с временной или постоянной передачей Русской православной церкви храмов и монастырей, а также предметов древнего церковного искусства, имеющих особое историческое и общекультурное значение. Последней из них на сегодняшний день стала передача помещений московского Новодевичьего монастыря, ранее находившихся в ведении Государственного Исторического музея. Она сопровождалась обещанием возвратить церкви в ближайшее время и другие объекты и предметы, находящиеся в распоряжении государства (в том числе – государственных музеев), а также принять соответствующий закон, который определил бы порядок этой передачи.

     Передача  церкви многочисленных храмов и монастырей, многие из которых по-прежнему пустуют или используются не по назначению, не может не получить поддержки у любого культурного человека. Однако существующая практика передачи и ее грядущее законодательное оформление вызывают серьезное беспокойство у научного, музейного и реставрационного сообщества России. Принимая закон о передаче и тем более начиная ее практическое осуществление, нельзя игнорировать мнение музейщиков и реставраторов, не учитывать накопленный ими опыт по сохранению и реставрации древних памятников отечественной культуры. В противном случае этим памятникам может быть нанесен серьезный ущерб.  
 
1. Судьба музеев и других учреждений культуры, размещенных в храмах и монастырях.  
 
В настоящее время на территории многих храмов и монастырей размещаются учреждения культуры – музеи, архивы, библиотеки и т.д., и их – даже из самых лучших побуждений – невозможно просто «выставить на улицу», как это произошло с Костромским историко-архитектурным музеем-заповедником, который покинул стены Ипатьевского монастыря и до сих пор не имеет необходимых помещений для хранения и экспонирования своих фондов. Понятно, что ни о какой передаче подобных объектов церкви не может идти речи до тех пор, пока учреждениям культуры не будут предоставлены новые помещения, где они смогут функционировать в нормальном режиме – иначе, «наводя порядок» и восстанавливая справедливость в одной сфере общественной жизни, мы рискуем нанести непоправимый ущерб другой. При этом необходимо также иметь в виду, что в ряде случаев церковь претендует на те объекты, на которые не имеет ни юридических, ни исторических прав. Так, на наших глазах уже довольно долгое время осуществляется «выселение» Рязанского музея с исторической территории Рязанского кремля, где в древности располагались крепость и княжеский двор. Под угрозой находится и музей-заповедник на территории «государевой» Александровской слободы, с которым не хочет мирно уживаться находящийся здесь Успенский женский монастырь – при том, что почти все сооружения опричной Александровской слободы Ивана Грозного были созданы как минимум столетием раньше, чем здесь появился монастырь.

       
2. Сохранение памятников культуры, которые находятся в пользовании церкви или будут переданы ей в ближайшее время.

      
Среди храмов и монастырей, которые  могут стать возможными объектами  передачи, есть уникальные памятники архитектуры, имеющие общемировое значение. В некоторых из них и по сей день сохраняются древние настенные росписи, а иногда и древние иконы. Все это является общенародным культурным достоянием, и при передаче этих объектов церкви должны быть непременно учтены: во-первых – их сохранность, а во-вторых – доступность для широких слоев общества. Просто передать их новым хозяевам, которые будут распоряжаться по своему усмотрению, – чрезвычайно опасно, и опасения наши подтверждаются многочисленными примерами недостаточно бережного, а иногда и явно небрежного отношения к памятникам древней культуры, которые уже оказались в распоряжении церкви. Мы не можем решить проблему сохранения даже двух выдающихся ансамблей монументальной живописи, связанных с именем великого русского иконописца и православного святого Андрея Рублева, – Успенского собора во Владимире и Успенского собора на Городке в Звенигороде, где раскрытые в начале 1990-х годов фрески сегодня затянуты плотной пленкой копоти. В результате небрежного церковного использования осыпается живопись громадного иконостаса в Троицком соборе Пскова. Последний трагический пример такого рода – судьба иконы Богоматери Боголюбской середины XII века, которая после передачи из Владимирского музея в действующий храм пришла в аварийное состояние, требующее срочного реставрационного вмешательства.

     Наиболее  разумным выходом нам представляется принятие решения о совместном использовании  таких объектов – музеями и  церковью, предполагающем сохранение режима музейного хранения. Если же совместное использование по каким-то причинам невозможно, то передаче древних храмов церкви должна предшествовать выработка определенной системы правил использования – с соответствующими законодательными гарантиями их исполнения. В храмах должны поддерживаться необходимые параметры температурно-влажностного режима, исходя из которых будет определяться число богослужений и количество присутствующих при них людей. Необходимо устроить правильно функционирующую систему проветривания и максимально сократить число свечей и лампад, от горения которых образуется жирная копоть, или вовсе отказаться от их использования внутри основных храмовых помещений, как это делается в аналогичных случаях в православных храмах Греции, Сербии и Румынии.

     Необходимо  обеспечить учет и надежную охрану всех памятников, в перерывах между  службами предоставить к ним доступ людям, желающим их видеть, а также  гарантировать возможность научных  и реставрационных исследований. Вопросы реставрации памятников и любых переделок внутри них должны решаться на расширенных реставрационных советах с привлечением ведущих специалистов отрасли. Наконец, контроль за температурно-влажностным режимом в храме и состоянием сохранности памятников, проведением всех работ, связанных с их реставрацией, должны осуществлять представители государственных органов охраны памятников, наделенные соответствующими полномочиями – вплоть до прекращения богослужений при нарушении предписанных условий хранения и возникновении опасности для сохранности памятника (подобный опыт имеется, например, в православной Греции, где соответствующие государственные органы осуществляют достаточно жесткий надзор за условиями хранения древних фресок и икон, которые продолжают находиться в храмах). При этом все перечисленные правила должны распространяться не только на вновь передаваемые храмы, но и на те, которые уже находятся в пользовании церкви, – если в них имеются древние иконы и настенные росписи.

     Срочно  должны быть составлены и согласованы  списки памятников, не подлежащих передаче, – ввиду состояния их сохранности, а также исключительной художественной, культурной и духовной ценности находящихся в них икон и настенных росписей, которые мы не имеем права подвергать ни малейшему риску. Невозможно представить себе проведение богослужений в Спасо-Преображенском соборе Мирожского монастыря или в соборе Рождества Богородицы Ферапонтова монастыря – так же, как не проводятся они в других странах мира, когда речь идет о сопоставимых по значению памятниках.  
 
3. Музеи и церковь. Необходимость сохранения существующих музейных собраний церковного искусства.

     Другой  поднятый в настоящее время вопрос касается передачи в пользование  тех предметов (икон и других произведений церковного искусства), которые в данный момент находятся в музейных фондах. Мы полагаем, что подобные предложения в настоящее время выдвигаются поспешно, без учета целого ряда важных обстоятельств. На первом месте здесь безусловно стоит сохранность этих произведений, которую далеко не всегда можно обеспечить в церковных условиях. С другой стороны, имеет место и явная недооценка той роли – культурно-просветительской и духовной, – которую произведения древнего церковного искусства исполняют с той поры, как они оказались в стенах музеев. Эта роль, вопреки сложившемуся мнению, не противоречит ни традиционному православному учению об образе, ни сложившейся еще в дореволюционное время практике музейного хранения и экспонирования ветхих икон.  
Напротив, стремление вернуть в храм непременно подлинные древние иконы, происходящие именно из этого храма, представляется нам не соответствующим каноническим установлениям Православия. Так, отцы Седьмого Вселенского собора (786 г.), отвечая на обвинения сторонников иконоборческой ереси, указывали, что «…всякое изображение, сделанное во имя Господа, или ангелов, или пророков, или апостолов, или мучеников, или праведников – свято; потому что поклонение воздаётся не дереву, но тому, что созерцается на дереве и что вспоминается». Соответственно, для икон, находящихся в храме и предназначенных для молитвы, важны не древние доски, а изображение, которое может являться хорошей копией древнего образа. Кстати, в последнее время сторонниками возвращения древних икон в храмы широко используется термин «намоленный» («намоленный храм», «намоленная икона»). Такой термин в православном богословии образа не употребляется – нет такого учения, согласно которому конкретная доска и конкретные краски могут обладать какой-то особенной «благодатной силой» – да еще к тому же способной передаваться окружающим предметам. Единственным источником благодати в этой ситуации является Бог, а единственным поводом к ее проявлению – чистая и искренняя молитва, которая может быть произнесена перед любой иконой или даже вовсе без всякой иконы.  
Нет никаких канонических запрещений и на нахождение икон вне стен храмов. Тот же Седьмой Вселенский собор провозгласил, что прилично «полагать святые иконы во святых Божиих церквах, в домах и на путях… Ибо чем чаще через изображение на иконах они (Спаситель наш Иисус Христос, и Богоматерь, ангелы и все святые) бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним и к тому. Чтобы чествовать их поклонением (но не служением, которое подобает одному только Божественному естеству)».

     Необходимо  также помнить, что подавляющее  большинство икон, находящихся в  настоящее время в музеях, давно  уже перешагнули тот «порог ветхости», при котором их было принято изымать из богослужебного употребления и заменять новыми. Ветхие иконы либо уничтожались, либо сохранялись в специальных кладовых-«рухлядных» при храмах и монастырях. И именно из таких ветхих икон формировались в XIX столетии первые частные коллекции иконописи, собрания церковного искусства в епархиальных древлехранилищах и государственных музеях, которые были положены в основу современных музейных собраний. Именно древние и ветхие иконы искали и спасали отечественные исследователи в конце 1910-х – начале 1920-х – еще до того, как началось массовое закрытие храмов и изъятие церковного имущества. И находили они такие иконы чаще всего не в самих храмах, а в кладовых-рухлядных или даже в помещениях, вовсе не приспособленных для их хранения (так, общеизвестен факт обнаружения знаменитых икон Звенигородского чина в дровяном сарае при Саввино-Сторожевском монастыре в Звенигороде).

     Нельзя  забывать и о том, что именно в  музеях, несмотря на все испытания, выпавшие на долю нашего народа, была спасена  и открыта для всего мира самая значительная и ценная часть нашего культурного наследия, которой мы можем не только по праву гордиться, но и находить в ней источник, питающий творческие силы нации, дающий мощный духовный импульс для ее культурного развития. Вопреки бытующему мнению о бессмысленном эстетическом любовании, праздном любопытстве, гедонистическом услаждении чувств, в древнерусском искусстве людей потрясала и продолжает потрясать глубина духовных прозрений, полнота и свобода свидетельства об Истине и могучие творческие силы русских художников, которые порождались истинной, искренней верой и любовью. Но чтобы это ощутить и осмыслить, надо понимать язык древних икон и иметь возможность долго и внимательно их созерцать – так, как, по свидетельству преподобного Иосифа Волоцкого, созерцали иконы великие иконописцы Андрей Рублев и Даниил. Такая возможность может быть предоставлена только в музее – причем не только православным верующим, но и представителям других конфессий и вероисповеданий.

     Находясь  в пространстве музея, памятники религиозной художественной культуры исполняют важнейшую духовную миссию, являются своего рода посланниками Церкви в миру, оказывая, может быть, незаметное, но повседневное благое действие на души людей. Как только они покинут это пространство, сама церковь потеряет эту осуществляемую через них невидимую, но очень прочную связь с жизнью. Существование такой связи очень остро прочувствовали, осознали наиболее просвещенные и прогрессивные представители русского духовенства конца XIX – начала XX века, к их числу относился и святейший патриарх Тихон. И в том, чтобы эта связь не прервалась, чтобы музеи продолжали исполнять свои культурные и духовные функции, должны быть заинтересованы и государство, и церковь, и самые широкие слои российского общества.

 Г.И. Вздорнов, главный научный сотрудник  ВНИИР, член-корреспондент РАН, академик РАХ  
Э.С. Смирнова, профессор кафедры истории отечественного искусства Исторического факультета МГУ имени М.В. Ломоносова, главный научный сотрудник Института искусствознания Министерства культуры РФ, доктор искусствоведения  
Л.И. Лифшиц, заведующий отделом древнерусского искусства Государственного института искусствознания Министерства культуры РФ, доктор искусствоведения  
А.М. Лидов, директор Научного центра восточнохристианской культуры, член-корреспондент РАХ  
В.Д. Сарабьянов, главный искусствовед Межобластного научно-реставрационного художественного управления, кандидат искусствоведения, реставратор высшей квалификации  
М.М. Шведова, заведующая филиалом ГИМ «Новодевичий монастырь»  
Л.М. Евсеева, заведующая научно-исследовательским отделом ЦМИАР, кандидат искусствоведения  
Л.В. Нерсесян, старший научный сотрудник отдела древнерусского искусства Государственной Третьяковской галереим

  ***************************
  ОТСКАНИРОВАННЫЕ КНИГИ В ИНТЕРНЕТ
anrike выложил известную работу Зимина: Зимин А. А. Слово о полку Игореве. — СПб.: «Дмитрий Буланин», 2006. — 516с. ISBN 5-86007-471-9 [DjVu, 8 Мб]
http://narod.ru/disk/17388778000/Zimin_Slovo.djvu.html

***************************