ИНФОРМАЦИОННЫЙ
БЮЛЛЕТЕНЬ # 430
ЦЕНТРА
ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
Адрес
для переписки: drevnerus@gmail.com, drevnerus@narod.ru
Мы
будем рады любой информации
Мы
не редактируем тексты информационных сообщений.
При
перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской
культуры обязательна
Редактор
бюллетеня Т.В. Чумакова
В
блоге архив с 2007 года и информация о том, по каким адресам Вы можете
подписаться на наш бюллетень
Теперь
бюллетень и в Гугл группе
https://groups.google.com/forum/?hl=ru&fromgroups#!forum/bulletsentra
*****************************
Дорогие
коллеги!
В интернете выложены видеозаписи большинства докладов на круглом слоле
"Древняя Русь и германский мир в филологической и исторической
перспективе", прошедшем 13-14 июня 2012 г. в Москве:
http://www.inslav.ru/index. php?option=com_content&view= article&id=1096:1213-2012-& catid=24:2009-08-05-14-37-19& Itemid=43
С уважением,
А. Ф. Литвина, С. М. Михеев, Ф. Б. Успенский
В интернете выложены видеозаписи большинства докладов на круглом слоле
"Древняя Русь и германский мир в филологической и исторической
перспективе", прошедшем 13-14 июня 2012 г. в Москве:
http://www.inslav.ru/index.
С уважением,
А. Ф. Литвина, С. М. Михеев, Ф. Б. Успенский
Источник
Рассылка Славяно-германские исследования (ИнСлав РАН)
=========================
Лаборатория
медиевистических исследований НИУ ВШЭ
Франко-российский
исследовательский центр (Москва)
Фонд
Марджани
проводят
научную
конференцию
Ислам
и христианские культуры запада и востока Европы
в
Средние века и Новое время.
Москва,
ИНИОН (ФРЦ), малый конференц-зал,
17-18
октября 2012 года.
Конференция организована в рамках исследовательской программы Лаборатории
медиевистических исследований Высшей школы экономики (Москва) «Восток и
Запад Европы в Средние века и раннее Новое время: общее историко-культурное
пространство, региональное своеобразие и динамика взаимодействия» и её
субпроекта «Дискурсы религиозной нетерпимости и модели
конфессионально-культурного плюрализма в православных и западнохристианских
обществах Европы в Средние века и раннее новое время (компаративный анализ)»
при поддержке Франко-российского исследовательского центра (Москва) и фонда
Марджани.
Проект
конференции подчинен одной задаче: взглянуть на строго компаративистской
основе на вопрос о сходствах и различиях в модальностях аccommodating cultural differences на христианско-исламском пограничье
в странах «латинского Запада» и «православного Востока» в Средние века и Новое
время. Целью такого подхода является, в частности, проверка гипотезы о
существенном воздействии специфических для православия и западного христианства
конфессиональных факторов на построение соответствующих моделей
религиозно-культурного плюрализма. Названная гипотеза не исключает также, что
эвентуальные различия между Востоком и Западом Европы были структурным явлением
(имеются в виду броделевские structures de longue durée), и поэтому оказали существенное
влияние на практику отношений с исламом в Российской империи и странах Запада.
Ещё
одна гипотеза состоит в том, что существует, возможно, какая-то связь между
модальностями аccommodating cultural differences при конфронтации христиан и
мусульман и тем, как понимается соотношение секулярного с конфессиональным в
«латинских» и «православных» культурах Средних Веков и Нового времени.
Конференция
призвана помочь и работе над коллективной монографией «Модели конфессионально-культурного
плюрализма в православных и западнохристианских обществах Европы в Средние века
и раннее новое время. Ислам и христианство».
Предварительная
программа конференции:
17
октября, среда
Сессия
1.
Существовали
ли в Средние века византийская и «латинская» модели взаимодействия с исламом?
Agenda:
-
ислам и мусульмане в дискурсах христианской культуры «латинского» Запада
в Средние века…
-
ислам и мусульмане в дискурсах христианской культуры «православного Востока»
в Средние века…
-
была ли возможна интеграция мусульман в католических и протестантских обществах
в XIII – XVII вв.?
-
«свои мусульмане» в Византии и на православных Балканах в Средние века:
модальности accommodating cultural differences…
-
мусульманские и
православные общины пост-византийского пространства и Балкан в XVI - XVIII вв.....
Сессия
2.
Accommodating cultural differences на границе с миром ислама в
Киевской и Московской Руси.
Аgenda:
-
православная церковь, православное духовенство и мусульмане в Киевской и
Московской Руси…
-
светские власти и мусульмане в Московской Руси: прагматические и
не-прагматические факторы политики в отношении мусульман…
-
конфессиональные и внеконфессиональные факторы в модальностях аccommodating cultural differences на христианско-исламском
пограничье в Киевской и Московской Руси…
18
октября, четверг:
Сессия
3.
Русская
Православная церковь, православное население России и «свои мусульмане»
Российской империи (1700-1917): состояние и перспективы исследований в
контексте «структур большой длительности»
Аgenda:
-
православное духовенство России, ислам и мусульмане в XVIII-XIX вв.: состояние и перспективы
исследований…
-
русское общество и ислам в XVIII-XIX веках: столицы, провинция, окраины
России.
-
методология и гипотезы в изучении структур взаимодействия общества
России и православного духовенства с исламом в имперский период (1700 -1917).
Сессия
4 (круглый стол).
Секуляризация
в контексте православных, западнохристианских и исламских конфессиональных
традиций.
Аgenda:
-
секуляризация, секуляризм и постсекуляризм в истории «латинского» Запада:
проблематика, состояние исследований, компаративистские гипотезы…
-
проблематика секуляризации и секуляризма в контексте исламских религиозно-культурных
традиций…
-
российский опыт секуляризации и секуляризма в новое и новейшее время: «запад»
или «восток»…
Желающим
принять участие в работе конференции просьба писать на адрес Центра
украинистики МГУ: ukrbel@bk.ru
============================
На факультете философии Высшей школы
экономики организуется серия религиоведческих мероприятий.
18
сентября в 15.10 на факультете философии НИУ-ВШЭ пройдет семинар «Методология
современного компаративного анализа современных конфессиональных сообществ» (в
частности, внимание будет уделено изучению автобиографических религиозных
нарративов, см. подробнее программу по ссылке внизу). Ведущий семинара -
адъюнкт-профессор Университета г. Вроцлава Енджей Моравецкий, 17 лет исследующий
конфессиональные сообщества в Сибири. С одной стороны, это общины христианских
сообществ: православных, католиков, разных деноминаций протестантов, с другой,
– малоизвестные новые религиозные движения и представители современных
локальных национальных верований Сибири, явления народной «низовой»
религиозности.
21 сентября в 13.40 на факультете философии НИУ-ВШЭ состоится научный коллоквиум «Модели религиозно-мифологического мир
Проф. Енджей Моравецкий выступит со вступительным докладом на заявленную тему, а также будут выступления участников коллоквиума (программа в процессе формирования).
Тем, кто желает выступить в рамках мероприятий, просьба написать тему в соответствии с обозначенной повесткой дня и прислать краткий абстракт (1 или 2 абзаца) Кнорре Борису Кирилловичу по e-mail: borisknorre@gmail.com (Тел. для связи: ).
Подробнее о мероприятиях с участием Енджея Моравецкого смотрите здесь:
http://phil.hse.ru/
==============================
Дорогие
коллеги!
Междисциплинарный научный он-лайн семинар "Люди и тексты" продолжает свою
работу во втором полугодии 2012 года.
Наша первая, после каникул и отпусков, встреча состоится 19 сентября 2012
г. в 16.30 в ауд. 1311, 13 этаж ИВИ РАН.
Будет выступать наш коллега из ИРИ РАН, к.и.н. Тихонов Виталий Витальевич.
Тема:
Московская и петербургская школы историков в контексте культурной
оппозиции "Москва-Петербург".
Во вложенном файле - материал к докладу.
Прямая трансляция семинара будет идти после 16.30 на странице
http://worldhist.ru/News/384/ 8952/
Междисциплинарный научный он-лайн семинар "Люди и тексты" продолжает свою
работу во втором полугодии 2012 года.
Наша первая, после каникул и отпусков, встреча состоится 19 сентября 2012
г. в 16.30 в ауд. 1311, 13 этаж ИВИ РАН.
Будет выступать наш коллега из ИРИ РАН, к.и.н. Тихонов Виталий Витальевич.
Тема:
Московская и петербургская школы историков в контексте культурной
оппозиции "Москва-Петербург".
Во вложенном файле - материал к докладу.
Прямая трансляция семинара будет идти после 16.30 на странице
http://worldhist.ru/News/384/
========================
Sensing the
Sacred: Religion and the Senses, 1300-1800
The University of York
21-22 June 2013
Confirmed keynote addresses from:
Nicky Hallett (University of Sheffield)
Matthew Milner (McGill University)
& Chris Woolgar (University of Southampton)
Religion has always been characterised as much by embodied experience as
by abstract theological dispute. From the sounds of the adhān (the
Islamic call to prayer), to the smell of incense in the Hindu Pūjā (a
ritual offering to the deities), the visual emblem of the cross in the
Christian tradition, and the ascetic practices of Theravada Buddhism,
sensation is integral to a range of devotional practices. At the same
time, the history of many faiths is characterised by an intense suspicion
of the senses and the pleasures they offer.
This international, interdisciplinary conference, to be held at the
University of York from 21 to 22 June 2013, will bring together scholars
working on the role played by the senses in the experience and expression
of religion and faith in the pre-modern world. The burgeoning field of
sensory history offers a fertile ground for reconsideration of religious
studies across disciplinary boundaries. We welcome papers from
anthropologists, archaeologists, art historians, historians, literary
scholars, musicologists, philosophers, theologians, and any other
interested parties. Possible topics might include, but are by no means
limited to:
- Synaesthesia: how do religious rituals blur sensory boundaries,
and challenge sensory hierarchies?
- Iconography and iconoclasm: how might we conceive the ‘rites of
violence’ in sensory terms? How does iconography engage the non-visual
senses?
- The senses and conversion: how are the senses used to elicit
conversion?
- Material cultures of religion: what role do the senses play in
mediating between bodies and sacred objects?
- The senses and gender: are sensing practices gender specific?
- The inner (spiritual) senses: how do they relate to the
external (bodily) senses?
- Sensory environments: to what extent do environments shape
devotional practices and beliefs, and vice versa? How do we use our senses
to orient ourselves in space?
- Affect: what role do the senses play in the inculcation of
religious affect?
Proposals (max. 300 words) for papers of 20 minutes are welcomed both from
established scholars, and from postgraduate students. Applications from
panels of three speakers are encouraged, as well as individual proposals.
They should be sent to conference organisers Robin Macdonald, Emilie
Murphy, and Elizabeth Swann at sensingthesacred@york.ac.uk by 6pm on 5
November 2012.
Dr Stephen Clucas,
Editor, Intellectual History Review
Reader in Early Modern Intellectual History,
English and Humanities,
Birkbeck, University of London,
Malet Street,
London, WC1E 7HX
The University of York
21-22 June 2013
Confirmed keynote addresses from:
Nicky Hallett (University of Sheffield)
Matthew Milner (McGill University)
& Chris Woolgar (University of Southampton)
Religion has always been characterised as much by embodied experience as
by abstract theological dispute. From the sounds of the adhān (the
Islamic call to prayer), to the smell of incense in the Hindu Pūjā (a
ritual offering to the deities), the visual emblem of the cross in the
Christian tradition, and the ascetic practices of Theravada Buddhism,
sensation is integral to a range of devotional practices. At the same
time, the history of many faiths is characterised by an intense suspicion
of the senses and the pleasures they offer.
This international, interdisciplinary conference, to be held at the
University of York from 21 to 22 June 2013, will bring together scholars
working on the role played by the senses in the experience and expression
of religion and faith in the pre-modern world. The burgeoning field of
sensory history offers a fertile ground for reconsideration of religious
studies across disciplinary boundaries. We welcome papers from
anthropologists, archaeologists, art historians, historians, literary
scholars, musicologists, philosophers, theologians, and any other
interested parties. Possible topics might include, but are by no means
limited to:
- Synaesthesia: how do religious rituals blur sensory boundaries,
and challenge sensory hierarchies?
- Iconography and iconoclasm: how might we conceive the ‘rites of
violence’ in sensory terms? How does iconography engage the non-visual
senses?
- The senses and conversion: how are the senses used to elicit
conversion?
- Material cultures of religion: what role do the senses play in
mediating between bodies and sacred objects?
- The senses and gender: are sensing practices gender specific?
- The inner (spiritual) senses: how do they relate to the
external (bodily) senses?
- Sensory environments: to what extent do environments shape
devotional practices and beliefs, and vice versa? How do we use our senses
to orient ourselves in space?
- Affect: what role do the senses play in the inculcation of
religious affect?
Proposals (max. 300 words) for papers of 20 minutes are welcomed both from
established scholars, and from postgraduate students. Applications from
panels of three speakers are encouraged, as well as individual proposals.
They should be sent to conference organisers Robin Macdonald, Emilie
Murphy, and Elizabeth Swann at sensingthesacred@york.ac.uk by 6pm on 5
November 2012.
Dr Stephen Clucas,
Editor, Intellectual History Review
Reader in Early Modern Intellectual History,
English and Humanities,
Birkbeck, University of London,
Malet Street,
London, WC1E 7HX
===================
Synesis:
Revista de filosofia do Centro de Teologia e Humanidades
http://seer.ucp.br/seer/index. php?journal=synesis
Synesis, a biannual publication of the Centre for Theology and
Humanities at the Catholic University of Petropolis, is an electronic
journal of research and academic and scientific production in
the field of philosophy.
The editorial guidelines Synesis follow the pattern of the Electronic
System for Journal Publishing (SEER) established by IBICT from the
platform Open Journal System (OJS), developed by the
Public Knowledge Project at Columbia University.
Synesis publishes as yet unpublished articles registered authors who
submit their contributions electronically and accept the revised
guidelines regarding the assessment of contributions by
double blind peer-review.
P-ISSN: 1678-6785
E-ISSN: 1984-6754
Contact: Sergio Salles
E-mail: sergio.salles@ucp.br
Subject: Philosophy
Date Posted: 12th September, 2012
http://seer.ucp.br/seer/index.
Synesis, a biannual publication of the Centre for Theology and
Humanities at the Catholic University of Petropolis, is an electronic
journal of research and academic and scientific production in
the field of philosophy.
The editorial guidelines Synesis follow the pattern of the Electronic
System for Journal Publishing (SEER) established by IBICT from the
platform Open Journal System (OJS), developed by the
Public Knowledge Project at Columbia University.
Synesis publishes as yet unpublished articles registered authors who
submit their contributions electronically and accept the revised
guidelines regarding the assessment of contributions by
double blind peer-review.
P-ISSN: 1678-6785
E-ISSN: 1984-6754
Contact: Sergio Salles
E-mail: sergio.salles@ucp.br
Subject: Philosophy
Date Posted: 12th September, 2012
===============================