ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ # 227
ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ
http://www.drevnerus.narod.ru
Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru,
drevnerus@narod.ru
Мы будем рады любой информации
Подписка на информационный бюллетень на сайте центра
http://www.drevnerus.narod.ru или
на странице нашей рассылки в
каталоге mail.ru http://content.mail.ru/pages/p
_13886.html
Мы не редактируем тексты информационных сообщений.
При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и
древнерусской культуры обязательна Распространение материалов и
тиражирование бюллетеня приветствуется
Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова
Теперь читайте и в блоге http://drevnerus.blogspot.com
******************************
21 ноября 2007 г.
******************************
КОНФЕРЕНЦИИ ВСТРЕЧИ КОНКУРСЫ
Российский государственный гуманитарный университет
Центр типологии и семиотики фольклора
объявляет о проведении
Всероссийской Летней школы - 2008
ГЕОГРАФИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФАКТОВ
И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ДИАЛЕКТЫ
1-10 мая 2008 года учебно-научный Центр типологии и семиотики
фольклора РГГУ проводит очередную (восьмую) Школу молодого
фольклориста. Тема Школы ― "География фольклорных фактов и
фольклорные диалекты". К участию приглашаются не только
профессиональные фольклористы, но и представители смежных
специальностей, чьи интересы по материалу или методам
соприкасаются с темой Школы. Слушатели допускаются к участию на
конкурсной основе (см. ниже).
Обоснование темы
1. Народные культуры как объект гуманитарного исследования и как
предмет идеологических спекуляций обнаруживают некоторую
двойственность своей природы.
С одной стороны, романтически ориентированный взгляд ищет (и
легко находит) в них признаки этнической самобытности.
Соответственно, национальные научные школы бывают склонны
настаивать на уникальности своих объектов, их абсолютной
несравнимости с фактами других культур и полной неприемлемости (в
данном вопросе или вообще) любых универсализирующих методов
исследования (сравнительно-типологических, структуралистских и
др.). В этом случае понятие "мировой фольклор" ("фольклор
народов
мира") обозначает не более чем механическую сумму существующих на
земле устных национальных традиций или вообще лишено смысла.
С другой стороны, народные традиции демонстрируют высокую степень
интернациональности своих знаковых кодов и своей структурной
организации - именно в данной области с особой рельефностью
проступают те формальные и содержательные элементы, которые
следует причислять к универсалиям мировой культуры, порожденным
сходством или тождеством природных и социальных ситуаций,
психофизиологической общностью человеческой природы, а также
регулятивными структурами текстопорождения. Это подтверждает
восходящую еще к Лейбницу идею "семантических примитивов",
которая предполагает существование конечного множества
общечеловеческих концептов и допускает, согласно А. Вежбицкой,
"установление окончательного набора универсальных атомов смысла
('алфавита человеческих мыслей')". Подобная универсальность может
быть определенным образом градуирована с учетом, во-первых,
близости к "базовым", архетипическим ментальным структурам
общественного сознания (чем ближе, тем универсальней), во-вторых,
их прагматического измерения, связанностью с меняющимся жизненным
контекстом (чем она меньше, тем универсальней) и, наконец,
в-третьих, их стадиальных характеристик, часто принимаемых за
проявление самобытности.
2. Реально, однако, эту "универсальность" надо понимать скорее не
как тотальную представленность того или иного элемента, а как его
широкую распространенность в мировом фольклоре.
Картографирование, скажем, повторяющихся
фольклорно-мифологических сюжетов и мотивов предметно
демонстрирует географию таких фольклорных фактов, наличие
совпадающих или сходных элементов в одних традициях и их полное
отсутствие в других - чем бы ни объяснялась подобная
неравномерность: направлениями древнейших расселений человека по
земле (исследования Ю.Е. Березкина) или более поздними
культурными диффузиями (согласно концепциям Т. Бенфея и его
последователей или трудам "финской школы"). Этот подход позволяет
выявить комплексы мотивов, распространявшиеся путем культурного
наследования, в отличие от сходных мотивов, возникающих
независимо в разных регионах. То же касается обрядовой
деятельности, терминологии народной культуры, ее "предметных" и
"признаковых" аспектов. Картографирование фольклорных фактов
помогает раскрыть генезис явления, его историю и типологию;
наконец, "карта характеризует не только картографируемое явление,
но и саму территорию, которую границы нанесенных на карту разных
явлений членят в той или иной степени, пересекают в том или ином
направлении, объединяют с другими, смежными или отдаленными
территориями" (С.М. Толстая. Географическое пространство
культуры, с. 2). Фактически речь должна идти об определенных
фольклорных диалектах, являющихся единственной непосредственной
"материальной" данностью фольклористики.
3. "Общенародный" фольклор, стоящий над локальными традициями
(подобно тому как национальный язык стоит над диалектами)
представляет собой лишь умозрительную исследовательскую или
идеологическую конструкцию (из этого утверждения, разумеется не
следует, что нет фольклорных фактов, общих для всего этноса). Как
писал Б.Н. Путилов (Фольклор и народная культура, с. 145-153),
"фольклор в его конкретных материальных выражениях, в живой
функциональной плоти, в реальных 'единицах' текстов существует
только как региональный / локальный. Понятие общенародного
обретает реальность только на уровне отношения между
региональными / локальными традициями", причем региональность
обусловлена спецификой хозяйственно-культурного и
социоэтнического функционирования сообщества, а локальность как
таковая связана с ячейкой общественной жизни (например, общиной),
до известной степени замкнутой и имеющей целостную структуру
сохранения и регулирования социального организма. При этом
региональная / локальная специфика не обусловлена целиком
природными или социальными обстоятельствами, внешними по
отношению к культуре и не сводится к историческому преемствованию
древнего наследия. Она есть не наличие редких (или даже
уникальных) форм, но скорее специфическая интерпретация общего,
что в свою очередь представляет собой частный случай более общей
вариативности народной культуры как ее неотторжимого качества".
Проявления и свойства, позволяющие отличить себя от соседей, в
том числе - относящихся к тому же этносу, как правило, хорошо
осознаются носителями локальной (региональной) культуры ("Мы не
так поем", "не так делаем", "не так носим" и пр.).
Черты,
определяющие ее специфику, составляют своего рода "пучки
дифференциальных признаков", перечень которых может быть довольно
большим. При этом часто речь идет о малозаметном на посторонний
взгляд варьировании (или взаимодополнении) элементов, их
чередовании с "нулевой формой" и т.д., тогда как другие случаи
различий (в том числе - и более значительных) могут не
осознаваться как культурно-дифференцирующие. В конечном счете и
сходства, и различия в известном смысле существуют только для
наблюдающего субъекта, имеющего определенный угол зрения и
определенный фокус своего интереса, причем относится это как
носителю традиции, так и к ее исследователю.
В качестве примеров проявления "фольклорной диалектности" можно
привести случаи наличия или отсутствия определенных элементов
этнической культуры (вербальных, обрядовых и т.д.) в разных
областях ее распространения; существование развернутых (и даже
жанрово оформленных) нарративов на какую-либо тему или лишь
информации о ней ("что-то слышал, но точно не знаю");
несовпадение интерпретаций одних и тех же элементов устной
традиции и т.д. Особо должен ставится вопрос об историческом
формировании подобной диалектности.
В рамках перечисленных проблем будет определена тематика
лекционных курсов и семинаров Весенней школы.
Внимание будет уделено также и междисциплинарным методам и
подходам к анализу фольклорных традиций.
Список рекомендованной литературы см. ниже, однако к февралю 2008
он будет дополнен.
Условия участия в конкурсе
К участию приглашаются не только профессиональные фольклористы,
но и представители смежных специальностей, чьи интересы по
материалу или методам соприкасаются с темой Школы. Слушатели
допускаются к участию в качестве слушателей на конкурсной основе.
Победителям конкурса будет оказана финансовая поддержка (оплата
проживания и питания). Победитель конкурса должен будет сделать
организационный взнос в размере 350 руб. К сожалению, как
правило, в большинстве случаев мы не можем оплатить дорогу от
места Вашей учебы до Москвы, но мы можем обратиться к
администрации Вашего вуза с помощью о содействии в оплате дороги.
Во время проведения Школы слушатели обязаны посещать лекции
(читаемые для них специально приглашенными специалистами) и
семинары. Участие в работе семинаров также является обязательным.
Слушатель может участвовать в вечерних семинарах также в качестве
докладчика, в этом случае тема доклада оговаривается особо.
Как принять участие в конкурсе начинающим:
Конкурс будет проходить с 1 октября 2007 по 15 февраля 2008,
однако убедительная просьба ко всем участникам конкурса присылать
свои работы как можно раньше, и можно - частями.
К участию в конкурсе приглашаются молодые исследователи
(студенты, аспиранты, молодые преподаватели), специализирующиеся
в области фольклористики и в смежных с ней дисциплинах,
интересующиеся современными проблемами теории фольклора и
освоением новых методов в изучении фольклорных текстов. ВНИМАНИЕ!
При этом неважно, какая специализация у Вас в Вашем вузе
(историк, филолог, этнограф и так далее. Конкурсное задание
учитывает этот момент).
1 шаг: Вы присылаете заполненную анкету, она есть на сайте
http://www.ruthenia.ru/f
olklore/ls08_anketa.htm и свое научное
исследование по теме "фольклор", желательно отвечающее одной из
поставленных тем. Присылка анкеты обязательна. Присылка работы
желательна, но не обязательна! Это не влияет на Ваше участие в
конкурсе!
Если работа и анкета присылаются по электронной почте, они должны
быть вложены в письмо в качестве аттачмента. Не присылайте работ
в "теле" письма! Файл с работой и анкетой должен быть в формате
rtf или Word. В теме (subject) электронного письма должно быть
написано "LS 2008".
Если работа и анкета присылаются по обычной почте, то в конверт
надо вложить распечатки работы и анкеты, а также дискету с
соответствующими файлами (в указанном формате).
2 шаг: в ответ на присланную анкету Оргкомитет высылает Вам
задание по электронной почте, состоящее из пяти задач и Ваш
конкурсный номер, под которым Вы анонимно участвуете в конкурсе.
Своевременное решение этих задач и есть залог Вашего участия в
конкурсе. На решение задач Вам будет отведен месяц с момента
посылки Вам задания (при подтверждении получения Вами его от
нас). Обращаете внимание на инструкцию по выполнению конкурсного
задания, приложенную к самому заданию.
ВНИМАНИЕ! На сайте по адресу
http://www.ruthenia.ru/f
olklore/ls08_razbor.htm будет находиться
одна из разобранных задач конкурсов прошлых лет.
3 шаг: В течение первой декады марта Оргкомитет рассылает всем
результаты проверки задач.
4 шаг: Если вы набрали проходное количество баллов, то Вам
высылается тест для подготовки к участию в Школе, который надо
сдать устно или письменно (в зависимости от места Вашего
проживания). Тест будет требовать некоторого знания
рекомендованной литературы.
ВНИМАНИЕ! Не отчаиваетесь, если Вы набрали полупроходное
количество баллов. Количество участников ограничено, но иногда
перед самой Школой образуются дополнительные места.
Как принять участие в конкурсе участникам предыдущих школ:
1 шаг: Вы присылаете заполненную анкету, она есть на сайте
http://www.ruthenia.ru/f
olklore/ls08_anketa.htm и заявляете о
своем желании участвовать в конкурсе.
2 шаг: Оргкомитет предложит Вам на выбор одну из двух форм
участия в конкурсе. ВНИМАНИЕ! При отборе участников предыдущих
Школ Оргкомитет будет учитывать их работу на предыдущих школах.
Организация Всероссийской Летней школы-2008
Лекции и занятия на Школе по заявленной теме читают ведущие
специалисты по фольклористике и смежным дисциплинам. Школу
планируется провести в г. Переславль-Залеский с 1 по 10 мая 2008
года в гостинице "Доме творчестве Кордовского" (ВНИМАНИЕ! Время
проведения школы может быть сдвинуто в ту или другую сторону в
связи с праздниками).
Расписание и лекции предыдущих школ Вы можете найти на сайте
http://www.ruthenia.ru/folklor
e/index.htm
Расписание Летней школы - 2008 появится на сайте в марте.
Оргкомитет ЛШ оставляет за собой право публиковать на сайте
семинара (www.ruthenia.ru/folklore) работы, присланные на
конкурс, а также список конкурсантов и результаты конкурса.
Наши адреса и телефоны
Работы следует присылать по электронному адресу
ctsf.rggu@gmail.com и alexandra.arkhipova@gmail.com
или почтой по
адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6, Российский
Государственный Гуманитарный Университет, Институт Высших
гуманитарных исследований, С.Ю. Неклюдову.
Тел. для справок: (499) 9734354 (понедельник, среда)
Е-мейл для справок: alexandra.arkhipova@gmail.com,
ctsf.rggu@gmail.com
Следите за объявлениями на сайте www.ruthenia.ru/folklore
Руководитель Школы
д-р филологических наук, профессор С.Ю. Неклюдов
Координатор
канд. филологических наук А.С. Архипова
Рекомендованная литература
Обязательная
Богатырев П.Г. К вопросу об этнологической географии // Богатырев
П.Г. Народная культура славян. Сост. Е.С. Новик, Б.С. Долгин. Под
общей редакцией Е.С. Новик. М.: ОГИ, 2007.
Жирмунский В.М. Методика социальной географии (Диалектология и
фольклор в свете географического исследования) // Жирмунский В.М.
Фольклор Запада и Востока. Сравнительно-исторические очерки.
Сост. Б.С. Долгин, С.Ю. Неклюдов. М.: ОГИ, 2004.
Путилов Б.Н. Фольклор и народная культура. СПб., 1994, с. 144-153
("Региональное / локальное начало в фольклоре").
Толстая С.М. Географическое пространство культуры // Живая
старина, 1995, N 4, с. 2-6.
Дополнительная
Вежбицкая А. Семантика, культура и познание: общечеловеческие
понятия в культуроспецифичных контекстах // Thesis: Теория и
история экономических и социальных систем. Альманах. [М.], Осень
1993. Т. I. Вып. 3 (Мир человека), с. 185-206.
Толстой Н.И. Язык и народная культура: Очерки по славянской
мифологии и этнолингвистике. М., 1995.I
===================
V Московский международный фестиваль визуальной антропологии 2 -
8 октября 2008 года IV Московский международный фестиваль
визуальной антропологии объявляет о приёме фильмов для отбора и
участия в Основной Программе и Конкурсе Дебютов. Фестиваль
состоится 2 - 8 октября 2008 года в кинотеатре "Художественный" и
в МГУ им. М.В. Ломоносова. Приглашаются авторы фильмов,
посвященных культурам народов мира. Центральное событие фестиваля
- конкурс дебютов. Одной из целей Фестиваля является дискуссия на
тему различных аспектов визуальной антропологии после показов и в
рамках конференции. Фестиваль обеспечивает возможность широкого
международного сотрудничества в области Визуальной Антропологии.
Фестиваль открыт для самого широкого круга зрителей.
http://visant.etnos.ru/
Адрес подачи заявок и фильмов: Москва, 119992, Ленинские горы,
ГСП-2, I учебный корпус МГУ, 4 этаж, комн. 446, ЦНИТ ФДО,
Фестиваль.
Контакты: mifva4@gmail.com Тел./факс +7
(495) 939 44 41, Евгений
Александров (прием заявок на участие). Тел +7 916 069 74 67,
Виталий Семенов (организационные вопросы: проезд, проживание и
др.) ===================
Call for Papers
Conference on U.S. Intellectual History Grand Rapids, Michigan
October 17-18, 2008
Scholars, enthusiasts, and supporters of the field of U.S.
Intellectual History are invited to submit paper and panel
proposals for an October 17-18, 2008 conference in Grand Rapids,
Michigan.
The conference is being organized by the editors of the U.S.
Intellectual History (USIH) weblog, in coordination with the 33rd
Annual Great Lakes History Conference (GLHC), sponsored by the
Department of History at Grand Valley State University. This
coordinated conference will hopefully serve as a springboard for
an annual (or bi-annual) gathering of scholars with an interest
in the context of ideas and intellectual life in the United
States.
Papers on any aspect of U.S. intellectual history are welcome.
Topics might include---but are not limited to---studies of
particular persons or groups of people, analyses of important or
representative works, considerations of the historical
significance of ideas (or a particular idea), and the influence
of ideas on American cultures, regions, and events. Also welcome
are broader meditations on the state of the discipline itself.
Themes of interest might cover the meaning of a national
subdiscipline in a transnational scholarly climate; the
interaction of intellectual history with disciplines such as
literature, philosophy, science, math, religion, political
science, and education; the teaching of U.S. intellectual
history; and the relationship of U.S. intellectual history to
questions of race, class, and gender.
With the last suggestion in mind, we enthusiastically encourage
submissions specifically address the GLHC's broader conference
theme: "Gender and Society."
Please submit digital abstracts for papers, panels, or both, of
approximately 200 words and a curriculum vitae, by June 15, 2008.
Be sure to include your address, email, and phone number. Those
interested in commenting on a session should send a CV and
indicate areas of expertise. Papers must take no longer than 30
minutes in a 2-paper session or 20 minutes in a 3-paper session.
Sessions will last 90 minutes.
Conference headquarters will be at the L.V. Eberhard Center of
Grand Valley State University in downtown Grand Rapids. Hotel
accommodations will be available at the Days Inn of Grand Rapids,
which is across the street from the Eberhard Center. The
conference is within easy walking distance of museums and
restaurants. Grand Rapids is served by most major and regional
airlines.
Please address all inquiries and abstracts to: Paul Murphy
(murphyp@gvsu.edu) or Tim Lacy (timothy.n.lacy@gmail.com).
Also available here:
http://us-intellectual-history.blogspot.com/2007/11/cfp-usih-
conference-october-2008.html
====================
http://www.ej.ru/?a=news&id=76
73#7676
В Ежедневном журнале дискуссия о получении духовными учебными
заведениями права выдавать дипломы государственного образца
От редактора: для того они должны будут утверждать свои
образовательные программы в гос органах? этого нет нигде в мире,
выпускники Оксфорда или Гарварда получают дипломы своих учебных
заведений и не унывают по этому поводу. Зачем Церкви нужен гос
контроль мне не слишком понятно. Неужели это ностальгия по
Синодальному периоду?
====================
CALL FOR PAPERS
Conference:
"Multiple Moralities in Contemporary Russia: Religion and
Transnational Influences on Shaping Everyday Life"
17 - 19 September 2008
Venue: Max Planck Institute for Social Anthropology, Halle/Saale,
Germany
The Max Planck Institute for Social Anthropology, Department II,
invites participants to a conference from the 17th - 19th of
September 2008 at the Max Planck Institute for Social
Anthropology, Halle, Germany, to discuss and develop
anthropological approaches to the study of religions and multiple
moralities in contemporary Russia.
The collapse of the Soviet political and ideological system gave
way to a range of voices that can still be heard today. Morality
was just one of the social concepts that acquired a multivocal
dimension. In the post-Soviet period morality has become a
debatable concept and open to a multitude of expressions and
performances. One source of this new era of multiple moralities
is religion. In fact, religions of various kinds provided one of
the first sets of possible alternative moral discourses and
practices after the end of the Soviet system. Connected with the
rise of multiple moralities and the role of religions in
contemporary Russia is the phenomenon of transnationalism. This
can be seen in the increasing influence of other Eastern Orthodox
Christianities and Middle Eastern Islam, the widespread
proselytizing and charity of Protestants from the United States,
Africa and Western Europe, the reconnection with the Russian
Jewish Diaspora, and other external influences on Russian
religious institutions. There is little doubt that
transnationalism has clearly helped shape the post-Soviet moral
and religious plurality.
This transnational influence can now be seen in the practices and
articulated beliefs and concerns of Russians themselves. One way
this is articulated is in the question of how these influences
can be integrated into a so-called Russian worldview and way of
life. This, however, raises the question of what precisely are
these worldviews and ways of life? In the face of transnational
religious influences in contemporary Russia, these have become
pressing concerns in everyday lives.
This leads to the important question of just how far this
multivocality of moralities is leading to a permanent state of
plurality or whether, in fact, there may be a process of moral
homogenizing taking place. Has the reaction against the diversity
of voices provided an impetus for a search for moral unity? Or
perhaps apparent public moral diversity is simply covering over a
subjective moral diversity that already existed during the Soviet
era? Such questions call attention to the need for ethnographic
analysis of transnational religious influences on the everyday
lives of Russian people, and it is here that the anthropologist
can make a significant contribution to our understanding of
contemporary Russia.
As anthropologists we are especially concerned with how the rise
of multiple moralities, which have been in part driven by
religious transnationalism, are articulated, performed and
lived-out in everyday lives. It is clear that these multiple
moralities and religious influences are closely linked to
questions and practices centered around the following: * the
dialogue between local and global moral and religious discourses
* the role of religions in relieving social suffering through
charity and other means * religious and other forms of education
and upbringing of children * the role of the post-Soviet family
in religious discourse * the influence of business and
consumerism on morality and religion * the role of nationalism
and patriotism in everyday life * the workings of power at both
the interpersonal and institutional levels
While participants are encouraged to critically engage these
topics, we welcome a wide range of themes and topics exploring
the role of multiple moralities and transnational religions in
contemporary Russia.
Please submit an abstract of not more than 200 words by 1st March
2008 at the latest to the organisers:
zigon@eth.mpg.de tocheva@eth.mpg.de komaromi@eth.mpg.de
========================== Call for Papers for a Book Proposal
Title of Project: Gender, Religion and Migration: Pathways of
Integration
Description: The convergence of religion and migration remain
contested in a globalized yet security-braced world. Since 9/11
there is a heightened awareness of the role of religion in the
dis/integration of immigrants in western societies. Often than
not religion is used as benchmark on the immigrants' capacities
to adapt to the perceived norms in host societies.
While mostly viewed as outside the purview of state control and
regulation in liberal democracies, religion plays an integral
aspect of the migration and settlement process of immigrants in
multiethnic societies. Religious institutions and their social
networks are increasingly becoming the first point of contact
among newcomers. Women and men have differing experiences in the
migration process and how they make use of faith-based beliefs
and practices in their settlement and integration is the focus of
this book project. The transformative potential of religion in
migration suggests a need for a closer examination of these two
most contested themes to promote possible partnership towards
social cohesion.
We are seeking submissions of interest from scholars and
practitioners working on migration and religion. We aim to
highlight the often missed connection of the positive role of
religion and faith-based communities in facilitating varied
integrative ways of belonging for immigrants. Case studies from
different parts of the world are most welcome. We endeavour to
provide a global perspective on the intersection of religion and
migration in our highly gendered lives.
Submit the title of your proposed paper with a 300-word abstract
and short bio in word format to glenda.bonifacio@uleth.ca and
angeles@lasalle.edu on or before
January 30, 2008. Succesful
contributors will be informed on or before February 25, 2008.
Completed manuscripts should be submitted by May 30, 2008. Please
direct queries to:
Glenda Lynna Anne Tibe Bonifacio, PhD Women's Studies Program
University of Lethbridge 4401 University Drive Alberta, Canada
T1K 3M4
Vivienne Angeles, PhD Department of Religion La Salle University
Philadelphia 19141 USA
========================= From: James H. Meyer
[mailto:jhm2133@columbia.edu] Sent:
Tue 11/20/2007 10:18 AM To:
H-Net Russian History list; Elizabeth Clark Cc:
H-RUSSIA@H-NET.MSU.EDU Subject:
CFP: "Russia and the Ottoman
Empire" Columbia University
The Harriman Institute at Columbia University is extending
invitations to graduate students at universities in North America
to submit proposals for a workshop to be held in New York City on
April 5, 2008. The title of the workshop is "Russia and the
Ottoman Empire: Transregional and comparative approaches."
Applicants with a background in either empire are encouraged to
submit proposals. Proposals can be from any time period, and
should reflect an interest in exploring comparative dynamics
between Russia and the Ottoman Empire, or else focus upon a topic
which transcends the two empires. The approximately 6-7
individuals who will be chosen to attend this workshop will be
provided with airfare to New York and two nights accommodation at
a hotel close to the Columbia campus. Please send a CV and
500-word prйcis of your proposal to James H. Meyer at
jhm2133@Columbia.edu by February 14,
2008.
******************************