среда, 28 ноября 2007 г.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ # 230

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ # 230
ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ
http://www.drevnerus.narod.ru
Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru
Мы будем рады любой информации
Подписка на информационный бюллетень на сайте центра http://www.drevnerus.narod.ru или на странице нашей рассылки в каталоге mail.ru http://content.mail.ru/pages/p_13886.html
или Subscribe http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten
Архив рассылки. http://content.mail.ru/arch/arch_13886.html или http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/
Мы не редактируем тексты информационных сообщений.
При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется
Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова

Теперь читайте и в блоге http://drevnerus.blogspot.com
******************************
28 ноября 2007 г.
******************************
КОНФЕРЕНЦИИ


РОССИЙСКАЯ АКАДЕМИЯ НАУК
ИНСТИТУТ АФРИКИ
ЦЕНТР ЦИВИЛИЗАЦИОННЫХ И РЕГИОНАЛЬНЫХ ИССЛЕДОВАНИЙ
123001 РОССИЯ, Москва, ул. Спиридоновка, 30/1
Тел.: + (7 495) 291 4119; Факс: + (7 495) 202 0786
РОССИЙСКИЙ ГОСУДАРСТВЕННЫЙ ГУМАНИТАРНЫЙ УНИВЕРСИТЕТ
ФАКУЛЬТЕТ ИСТОРИИ, ПОЛИТОЛОГИИ И ПРАВА
125267 РОССИЯ, Москва, Миусская площадь, 6
Тел.: + (7 495) 298 5886; Факс: + (7 495) 298 0345

ПЯТАЯ МЕЖДУНАРОДНАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ
"ИЕРАРХИЯ И ВЛАСТЬ В ИСТОРИИ ЦИВИЛИЗАЦИЙ
23-26 июня 2009 г., Москва

ПЕРВОЕ ИЗВЕЩЕНИЕ:
ПРЕДЛОЖЕНИЕ ОБ ОРГАНИЗАЦИИ СЕКЦИЙ
Центр цивилизационных и региональных исследований Института Африки РАН
совместно с факультетом истории, политологии и права Российского
государственного гуманитарного университета организует 23-26 июня 2009 г.
в Москве ПЯТУЮ МЕЖДУНАРОДНУЮ КОНФЕРЕНЦИЮ “ИЕРАРХИЯ И ВЛАСТЬ В ИСТОРИИ
ЦИВИЛИЗАЦИЙ”.

Подобно четырем предыдущим, предстоящая конференция призвана объединить
ученых, исследущих соответствующую проблематику во всем многообразии ее
контекстов, в рамках различных школ и традиций с позиций разных научных
дисциплин: социальной антропологии, археологии, истории, политологии,
социологии, философии, психологии и других.

Основной задачей конференции является обсуждение следующих вопросов:

- иерархические и сетевые структуры в истории культур и цивилизаций;
- цивилизационные и стадиальные модели социально-политической эволюции;
- историческое и этнокультурное многообразие форм социально-политической
организации;
- от локальной общины к мир-системе: этапы, пути и формы политической
интеграции;
- социально-политические и культурно-ментальные факторы общественного
развития;
- культурные и социобиологические основы доминирования в человеческих
сообществах;
- идеология и легитимация власти в различных цивилизациях;
- культурные модели восприятия власти в различных цивилизациях;
- насилие и ненасилие в истории политических институтов;
- доступ к информации как средство политического манипулирования и
мобилизации;
- власть, общество и культура в эпоху глобализации;
- «иерархия и власть»: школы, направления и методы исследования.

Предложения об обсуждении любых иных аспектов общей тематики конференции
также приветствуются.

Рабочие языки конференции – русский и английский.

Оргкомитет конференции будет рад рассмотреть любые предложения по
организации секций, которые поступят не позднее 1 февраля 2008 г. Заявка
на организацию секции должна включать обоснование секции (не более 500
слов) на русском и – обязательно – английском языках, а также указание
фамилии, имени, отчества, ученой степени, ученого звания, места работы,
должности, почтового и электронного адреса, номеров телефона и факса.
Кроме того, автор заявки должен сообщить имена, места работы и электронные
адреса не менее чем двух коллег, готовых принять участие в работе
предлагаемой секции, причем как минимум один из них должен представлять
иную страну, нежели автор заявки.

Организационный комитет сообщит результаты рассмотрения заявок на
организацию секций до 15 февраля 2008 г. Отбор заявок будет производиться
на конкурсной основе. Помимо этого, Оргкомитет оставляет за собой право на
создание приглашенных и свободных секций. Предполагается, что в рамках
каждой секции будет заслушано порядка 10 –12 докладов, а список участников
будет составлен руководителями секций и Оргкомитетом в начале 2009 г.

Ни одна из заявок на организацию секции не может быть принята или
отвергнута на основании прежних профессиональных достижений заявителя, его
национальности, гражданства, пола и т.п. При принятии решения по той или
иной заявке Оргкомитет будет принимать во внимание исключительно ее
научный уровень и степень соответствия общей тематике конференции.
Особенно будут приветствоваться заявки на организацию секций,
ориентированных на рассмотрение проблематики “иерархия и власть” в
теоретическом и межцивилизационном контекстах.

Регистрационный взнос для граждан стран СНГ (за исключением сотрудников
учреждений-организаторов конференции) составляет 500 руб. и должен быть
внесен по прибытии на конференцию. Регистрационный взнос необходим для
частичного покрытия расходов на организацию и проведение конференции.
Оргкомитет не имеет возможностей для оказания прямой финансовой поддержки
кому-либо из коллег.

Оргкомитет рекомендует участникам конференции заранее бронировать места в
гостиницах самостоятельно. Информацию о московских гостиницах можно
получить на сайтах: http://moscow-hotels.net или
http://all-hotels.ru/moscow/.

Вся корреспонденция должна направляться секретарям конференции Банщиковой
Анастасии Алексеевне и Кавыкину Олегу Игоревичу по электронной почте
(conf2009@conf2009.ru). Почтовый адрес: Центр цивилизационных и
региональных исследований Института Африки Российской академии наук, ул.
Спиридоновка, д. 30/1, Москва, 123001, Россия. Тел.: + (495) 291-41-19,
факс: + (495) 202-07-86.
====================
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=17311
Москва, 27 ноября, Благовест-инфо. Научная конференция "Юродивые в русской культуре" проходит 27 ноября в Государственном историческом музее (ГИМ) в Москве. Научный форум, на котором выступят историки, филологи, искусствоведы, реставраторы из крупнейших научных центров разных городов России, посвящен 450-летию преставления св.Василия Блаженного. Это само по себе важно, т.к. до сих пор в справочниках можно встретить множество вариантов даты кончины самого известного русского юродивого, родившегося в 1464 г.:
это и 1551, и 1552, и 1569 гг. Организаторы конференции считают наиболее вероятным, что земной путь св.Василия Блаженного окончился в 1557 г., о чем говорилось в ряде докладов на конференции.

С приветствием к участникам конференции обратился директор ГИМа Александр Шкурко. На конференции присутствовал глава Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов). Вступительное слово произнес руководитель церковно-научного центра "Православная энциклопедия" Сергей Кравец. Говоря о значении подвига юродства для русской духовности и культуры, он отметил, что поведение юродивых и, в частности, св.Василия Блаженного, воспринималось современниками как "ненормальное, странное, вызывающее".
Однако на самом деле в такой непривычной форме воплощался "образ духовного трезвения, идеал духовной нормы, оставшийся в народной памяти". Может быть, поэтому Покровский собор на Красной площади, построенный в честь взятия Казани, в народной памяти остался собором Василия Блаженного, предположил С.Кравец.

Тема народного почитания св.Василия Блаженного при жизни и сразу после преставления прозвучала в докладе доктора искусствоведения, заместителя директора Музеев Московского Кремля Андрея Баталова, который не сомневается в том, что юродивый был похоронен в 1557 г.у еще не освященного придела Покровского храма. Ученый затронул также историю канонизации Василия Блаженного в 1588 г., которая состоялась по инициативе царя Федора Иоанновича, а также показал, как широкое почитание юродивого повлияло в дальнейшем на
архитектурную структуру Покровского храма.

Далее с докладом о литературной истории жития св.Василия Блаженного выступила доцент Удмуртского университета Людмила Орлова, ученица академика А.М.Панченко. По ее словам, несмотря на то, что имя юродивого "вошло как символ в народную память", его житие почти не исследовано. Между тем, существует шесть редакций жизнеописания святого, и исследовательница смогла выделить из них "фольклорные" пласты, которые позволяют отчасти реконструировать утраченный первый вариант жития. Было отмечено, что ценные списки жития
Василия Блаженного хранятся в архивах, музеях и библиотеках и, в том числе, в книжном собрании Рогожской старообрядческой общины. Л.Орлова подчеркнула, что необходимо полное издание списков жития, отвечающее всем современным научным требованиям.

Перечень тем докладов, запланированных на конференции, дает представление о ее высоком научном уровне: "Иконография Василия Блаженного" (А.Преображенский), "Юродивые Прокопий и Иоанн Устюжские: проблема преодоления личностного начала" (А.Власов), "Юродивые в старообрядчестве" (С. Иванов) , "О малоизвестном лицевом списке Жития Василия Блаженного" (Ю.Грибов), "Юродивые в "Похвальных словах русским святым" XVI-XVIII вв." (Е.Юхименко) и другие.

В рамках конференции состоится презентация издания "Двадцать восемь чудес св. Василия Блаженного. По лицевой рукописи конца XVIII в. Из собрания ГИМ" . Богато иллюстрированная, яркая и красочная книга содержит воспроизведение 32 миниатюр и перевод на русский язык описаний чудес Василия Блаженного из Жития святого. Издание подготовлено научным сотрудником ГИМа Еленой Юхименко.

Она пишет в предисловии к изданию: "О жизни Василия Блаженного не сохранилось почти никаких достоверных сведений, однако народная память прочно удержала воспоминания о его милосердии, многочисленных чудотворениях и помощи людям в невзгодах и болезнях. Имя его навсегда останется связанным с историческим и сакральным центром Москвы и России. Именно как храм Василия Блаженного больше известен построенный в 1555-1561 гг. на Красной площади собор Покрова на Рву, непревзойденный памятник русского церковного зодчества,
в одном из приделов которого покоятся мощи святого". Известно, что клирики Покровского храма вели запись чудес, происходящих от "святоцелительного гроба" святого. Сам он повелевал рассказывать об этих чудесах, являясь во сне исцеленным им людям. Одна из "подборок" чудес содержится в рукописном сборнике XVIII в., который был издан сотрудниками ГИМа.

К конференции и презентации издания приурочена также небольшая экспозиция из фондов ГИМа, представляющая редчайшую коллекцию вериг и верижных крестов. Только в день работы конференции экспонируется уникальная икона "Св. Василия Блаженный" XVII в. из частного собрания.

Юлия Зайцева
====================
Семинар "Символический язык христианской культуры"

Институт мировой культуры
МГУ им. М.В. Ломоносова

Приглашает на очередное заседание семинара
"Символический язык христианской культуры"
Отдела христианской культуры

Николай Владимирович Эппле

«Отвергнутый образ»: Небеса средневековой вселенной и вселенной Нового времени на материале работ К.С.Льюиса

Система Небес — ярчайший образец картины мира средневекового человека, того, что Клайв Стейплз Льюис в книге «Отвергнутый образ» назвал Средневековой Моделью. Наиболее полно и гениально эта модель изображена в «Божественной комедии» Данте. Средневековый образ мироздания целостен и иерархичен. В отличие от дезориентированной в ньютоновском пространстве вселенной Нового времени, средневековая вселенная имеет верх и низ, центр и периферию, причем пространство физическое соотнесено в ней с нравственной системой координат.

Совмещение пространственной и нравственной систем координат очевиднее всего представлено именно в картине Небес, движение которых еще в «Тимее» служило образцом движений души. Эмпирей, находящийся за границей primum mobile, есть метафизическое «место», но в то же время непосредственное «продолжение» физической вселенной.

В этой связи очень интересен производимый Льюисом анализ превращения Небес Средневековой Модели в небеса Нового времени. Льюис, помимо всего прочего, автор монографии о «Потерянном Рае» Мильтона, рассматривает переход от одной модели к другой, сопоставляя дантовскую традицию с мильтоновской.

При этом особый интерес представляет позиция самого Льюиса. Более известный богословскими, апологетическими и художественными произведениями Льюис часто черпает материал и вдохновение для них именно в своих ученых штудиях. Тема Неба и Рая, красной нитью проходящая через его стихи и сказки, трактаты и романы, может рассматриваться как своеобразный комментарий к Средневековой Модели.

Заседание состоится
5 декабря 2007 г. (среда)
18.00

1 Гуманитарный корпус МГУ (Москва, Воробьевы горы)
ауд. 854 (8 эт.)

В связи с пропускным режимом МГУ просим желающих прийти оставить ф.и.о. в комментах (скрываются)
====================
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=17311
Москва, 27 ноября, Благовест-инфо. Научная конференция "Юродивые в русской культуре" проходит 27 ноября в Государственном историческом музее (ГИМ) в Москве. Научный форум, на котором выступят историки, филологи, искусствоведы, реставраторы из крупнейших научных центров разных городов России, посвящен 450-летию преставления св.Василия Блаженного. Это само по себе важно, т.к. до сих пор в справочниках можно встретить множество вариантов даты кончины самого известного русского юродивого, родившегося в 1464 г.:
это и 1551, и 1552, и 1569 гг. Организаторы конференции считают наиболее вероятным, что земной путь св.Василия Блаженного окончился в 1557 г., о чем говорилось в ряде докладов на конференции.

С приветствием к участникам конференции обратился директор ГИМа Александр Шкурко. На конференции присутствовал глава Русской Православной Старообрядческой Церкви митрополит Корнилий (Титов). Вступительное слово произнес руководитель церковно-научного центра "Православная энциклопедия" Сергей Кравец. Говоря о значении подвига юродства для русской духовности и культуры, он отметил, что поведение юродивых и, в частности, св.Василия Блаженного, воспринималось современниками как "ненормальное, странное, вызывающее".
Однако на самом деле в такой непривычной форме воплощался "образ духовного трезвения, идеал духовной нормы, оставшийся в народной памяти". Может быть, поэтому Покровский собор на Красной площади, построенный в честь взятия Казани, в народной памяти остался собором Василия Блаженного, предположил С.Кравец.

Тема народного почитания св.Василия Блаженного при жизни и сразу после преставления прозвучала в докладе доктора искусствоведения, заместителя директора Музеев Московского Кремля Андрея Баталова, который не сомневается в том, что юродивый был похоронен в 1557 г.у еще не освященного придела Покровского храма. Ученый затронул также историю канонизации Василия Блаженного в 1588 г., которая состоялась по инициативе царя Федора Иоанновича, а также показал, как широкое почитание юродивого повлияло в дальнейшем на
архитектурную структуру Покровского храма.

Далее с докладом о литературной истории жития св.Василия Блаженного выступила доцент Удмуртского университета Людмила Орлова, ученица академика А.М.Панченко. По ее словам, несмотря на то, что имя юродивого "вошло как символ в народную память", его житие почти не исследовано. Между тем, существует шесть редакций жизнеописания святого, и исследовательница смогла выделить из них "фольклорные" пласты, которые позволяют отчасти реконструировать утраченный первый вариант жития. Было отмечено, что ценные списки жития
Василия Блаженного хранятся в архивах, музеях и библиотеках и, в том числе, в книжном собрании Рогожской старообрядческой общины. Л.Орлова подчеркнула, что необходимо полное издание списков жития, отвечающее всем современным научным требованиям.

Перечень тем докладов, запланированных на конференции, дает представление о ее высоком научном уровне: "Иконография Василия Блаженного" (А.Преображенский), "Юродивые Прокопий и Иоанн Устюжские: проблема преодоления личностного начала" (А.Власов), "Юродивые в старообрядчестве" (С. Иванов) , "О малоизвестном лицевом списке Жития Василия Блаженного" (Ю.Грибов), "Юродивые в "Похвальных словах русским святым" XVI-XVIII вв." (Е.Юхименко) и другие.

В рамках конференции состоится презентация издания "Двадцать восемь чудес св. Василия Блаженного. По лицевой рукописи конца XVIII в. Из собрания ГИМ" . Богато иллюстрированная, яркая и красочная книга содержит воспроизведение 32 миниатюр и перевод на русский язык описаний чудес Василия Блаженного из Жития святого. Издание подготовлено научным сотрудником ГИМа Еленой Юхименко.

Она пишет в предисловии к изданию: "О жизни Василия Блаженного не сохранилось почти никаких достоверных сведений, однако народная память прочно удержала воспоминания о его милосердии, многочисленных чудотворениях и помощи людям в невзгодах и болезнях. Имя его навсегда останется связанным с историческим и сакральным центром Москвы и России. Именно как храм Василия Блаженного больше известен построенный в 1555-1561 гг. на Красной площади собор Покрова на Рву, непревзойденный памятник русского церковного зодчества,
в одном из приделов которого покоятся мощи святого". Известно, что клирики Покровского храма вели запись чудес, происходящих от "святоцелительного гроба" святого. Сам он повелевал рассказывать об этих чудесах, являясь во сне исцеленным им людям. Одна из "подборок" чудес содержится в рукописном сборнике XVIII в., который был издан сотрудниками ГИМа.

К конференции и презентации издания приурочена также небольшая экспозиция из фондов ГИМа, представляющая редчайшую коллекцию вериг и верижных крестов. Только в день работы конференции экспонируется уникальная икона "Св. Василия Блаженный" XVII в. из частного собрания.

Юлия Зайцева
====================
Семинар "Символический язык христианской культуры"

Институт мировой культуры
МГУ им. М.В. Ломоносова

Приглашает на очередное заседание семинара
"Символический язык христианской культуры"
Отдела христианской культуры

Николай Владимирович Эппле

«Отвергнутый образ»: Небеса средневековой вселенной и вселенной Нового времени на материале работ К.С.Льюиса

Система Небес — ярчайший образец картины мира средневекового человека, того, что Клайв Стейплз Льюис в книге «Отвергнутый образ» назвал Средневековой Моделью. Наиболее полно и гениально эта модель изображена в «Божественной комедии» Данте. Средневековый образ мироздания целостен и иерархичен. В отличие от дезориентированной в ньютоновском пространстве вселенной Нового времени, средневековая вселенная имеет верх и низ, центр и периферию, причем пространство физическое соотнесено в ней с нравственной системой координат.

Совмещение пространственной и нравственной систем координат очевиднее всего представлено именно в картине Небес, движение которых еще в «Тимее» служило образцом движений души. Эмпирей, находящийся за границей primum mobile, есть метафизическое «место», но в то же время непосредственное «продолжение» физической вселенной.

В этой связи очень интересен производимый Льюисом анализ превращения Небес Средневековой Модели в небеса Нового времени. Льюис, помимо всего прочего, автор монографии о «Потерянном Рае» Мильтона, рассматривает переход от одной модели к другой, сопоставляя дантовскую традицию с мильтоновской.

При этом особый интерес представляет позиция самого Льюиса. Более известный богословскими, апологетическими и художественными произведениями Льюис часто черпает материал и вдохновение для них именно в своих ученых штудиях. Тема Неба и Рая, красной нитью проходящая через его стихи и сказки, трактаты и романы, может рассматриваться как своеобразный комментарий к Средневековой Модели.

Заседание состоится
5 декабря 2007 г. (среда)
18.00

1 Гуманитарный корпус МГУ (Москва, Воробьевы горы)
ауд. 854 (8 эт.)

В связи с пропускным режимом МГУ просим желающих прийти оставить ф.и.о. в комментах (скрываются)
=====================
http://www.ibp-moscow.ru/science/conference/08_04_10/
IV международная межвузовская научная конференция «Россия и современный мир: проблемы политического развития»
10-11 апреля 2008 г.
Институт бизнеса и политики, г. Москва

В рамках конференции предполагается обсудить следующие вопросы:

* Гражданское общество и правовое государство в России: проблемы становления
* Проблемы диалога федеральной власти и региональной элиты: опыт и перспективы
* Современная Россия: вызовы мировой политики
* Экономические аспекты политического развития современной России
* СНГ: проблемы и перспективы взаимодействия
* Конфессиональный фактор международных отношений и внутренней политики
* Российские элиты: проблемы идентификации
* Образ России (Россия как «Другой») в конструировании европейских и восточных идентичностей
* Религия в системе политической культуры России: история и современные тенденции
* Глобализация: культурные аспекты и интересы России
* Литературный процесс и проблемы глобализации
* Модели университетского образования в современной России
* Репрезентация современной России в отечественных и зарубежных СМИ

В рамках конференции будет работать круглый стол с участием известных ученых, политиков, журналистов (тема будет объявлена дополнительно).

Для участия в конференции и размещения материала в сборнике, необходимо до 1 декабря 2007 г. представить в Оргкомитет online-заявку и тезисы по адресу ibp-polit@post.ru. Участники, получившие приглашение, должны до 1 марта 2008 г. представить в Оргкомитет текст публикации объемом до 0,5 авторских листа (20000 знаков).

Публикация материалов непосредственных участников конференции предполагается до начала конференции.

Справки по телефону: (495) 912-06-46, доб. 148, 147.

Требования к оформлению материалов

Online-регистрация
================
Dear colleagues and friends,

Department of Art history (University of Rijeka) and Study of Theology in
Rijeka (University of Zagreb) organize the Second International Conference
of Iconographic Studies in Croatia

Animal Symbolism in Christian Art and Literature
Rijeka, 22-24 May, 2008

This conference is organized to encourage interdisciplinary dialogue as
well as to continue the cycle of sessions for scholarly discourse on one
of the most significant subjects in art history: relation between word and
image within art. The conference presentations will be dealing with
different subjects concerning animal symbolism in order to discuss to what
extent did the visual art follow textual model, in what degree did the
illustrated word convey symbolic meaning and how did the image comprehend
and conform to the particular learning and disputes throughout the
history.

Here are the themes and subjects for discussion:
- Animals as vehicles for religious allegory and moral instruction
- Animals in art and thought through the history
- Animals and symbolic associations
- Animals in the Old and New Testament
- Animals in the texts of the Early Christian writers
- Bestiaries – varieties of texts, source for the visual
interpretation in different media
- Renaissance and Baroque emblems as moral and didactic images
- Influences of Islamic Art and Literature

Our goal is, as well, to inform scholars, students and other interested in
the field on the recent research results in the studies in iconography.
The conference papers will deal with methodological approaches within
iconography and iconology with special emphasis on the problem of
disintegration of traditional definition of methodology in the art
history. New methods, new concepts and scholarship stressed the need of
interdisciplinary approach in research which resulted in somewhat altered
interpretation of the meaning of images.

Organizing Committee

Paper proposals should be submitted to:
Marina Vicelja Matijaљiж
Department of Art History
Faculty of Arts and Science
University of Rijeka
Trg I. Klobuиariжa 151 000
Rijeka
Croatia

or by e-mail:
marina.vicelja@ri.t-com.hr

A paper proposal comprises: full name, address, phone number(s), e-mail
addresstitleabstract (maximum 3 pages)

Deadline: December 31, 2007

The Organizers cover accomodation costs (lodging and food) and transfers
from/to airports

Travel costs ARE NOT COVERED. Please contact us for any additional
information!