ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ # 223
ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ
http://www.drevnerus.narod.ru
Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru
Мы будем рады любой информации
Подписка на информационный бюллетень на сайте центра http://www.drevnerus.narod.ru или на странице нашей рассылки в каталоге mail.ru http://content.mail.ru/pages/p_13886.html
или Subscribe http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten
Архив рассылки. http://content.mail.ru/arch/arch_13886.html или http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/
При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется
Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова
******************************
27 октября 2007 г.
******************************
КОНФЕРЕНЦИИ
ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО.
Уважаемые коллеги!
Извещаем вас о подготовке II межвузовской конференции по исторической психологии памяти В.П. Денисенко. Организаторами конференции выступают Исторический факультет СПБГУ, а также межфакультетский Центр исторической психологии СПБГУ. Тема конференции – «Образ и храм в историко-психологической реальности». Предполагается рассмотреть следующие темы.
1. Священное пространство храма и его богословское обоснование.
2. Образ в организации храмового пространства.
3. Храм и общество.
4. Храм и образ как государствообразующие символы.
5. Храм и образ в знаковой системе средневековья.
6. Психологическое восприятие священного образа в народном сознании.
7. Феномен чудотворных икон в историко-психологическом измерении.
8. Образ рукотворный и нерукотворный: мандиллион и Туринская Плащаница.
9. Ктиторы и психология ктиторства и храмостроительства.
Планируется приглашение ведущих специалистов в области истории религии, искусствоведения, истории культуры.
Кроме того, в связи с мемориальным характером конференции, предполагается наличие секции новой и новейшей истории. Тема выступления на ней – свободная.
Конференция состоится 15 декабря 2007 г.
Заявки принимаются до 15 ноября 2007 г. По материалам конференции предполагается издать сборник. Просьба присылать заявки доц. каф. истории славянских и балканских стран Василику Владимиру Владимировичу (электронный адрес – fvasilik@mail.ru) или оставлять их секретарю кафедры истории славянских и балканских стран Татьяне Павловне Жижиной (аудитория 54 а)
Контактные телефоны 8921 4483769, 757-99-82.
=======================
Глубокоуважаемые коллеги!
Приглашаем Вас принять участие в коллоквиуме "Алфавиты и эпиграфика Древней Европы" 24 ноября 2007 г. в 14.00.
В программе коллоквиума:
1. Доклады и сообщения.
2. Организационное собрание; анкетирование желающих принять участие в дальнейших мероприятиях семинара (коллоквиумах, составлении сборников, обсуждении новых монографий). Определение филологических и исторических направлений работы семинара.
3. Обсуждение сборника по теме коллоквиума.
4. Информационный стенд: новейшие зарубежные публикации по эпиграфике Европы.
Тематика сообщений:
Алфавиты индоевропейских и неиндоевропейских народов Древней Европы: их взаимовлияние и взаимосвязь. Типология взаимовлияния и модификации алфавитов. Хронология и география взаимодействия письменных традиций.
Эпиграфика Древней Европы. Архаические индоевропейские грамматические формы и синтаксические конструкции, засвидетельствованные в ранней эпиграфике, их хронологическая оценка.
Ранняя европейская эпиграфика в культурном аспекте. Происхождение, внешняя история, функция, хронология, типология ранних надписей.
Типология эпиграфики.
Заявки на участие в коллоквиуме (тема доклада с резюме, ФИО, место работы, домашний телефон) присылать до 5 ноября по адресам dvvalkov@yandeх.ru, n_pimenova@yahoo.com (просьба дублировать Ваше сообщение и получить подтверждение, что Ваша заявка дошла по адресу).
Коллоквиум состоится в новом здании МГПУ: ст. метро "Курская", M.Казенный переулок дом 5-Б.
Оргкомитет коллоквиума:
Канд. филол. наук (МГУ), лауреат стипендии им.А.Гумбольдта доц. Пименова Н.Б. (МГПУ)
Канд. истор. наук (МГУ) доц. Вальков Д.В. (МГПУ)
=======================
Юбилей Остромирова Евангелия
29 октября 2007 г. Российская национальная библиотека и Российская библиотечная ассоциация проводят торжественные мероприятия, посвященные 950-летнему юбилею Остромирова Евангелия.
Остромирово евангелие является самой древней дошедшей до наших дней датированной древнерусской рукописной книгой, которая сегодня воспринимается как символ тысячелетнего пути развития русской культуры.
29 октября в 10.30 в Главном здании Российской национальной библиотеки (Садовая ул., 18) состоится торжественное открытие Третьей международной научной конференции, которая в этом году имеет название «Евангельские тексты в рукописной традиции: К 950-летию Остромирова Евангелия» и посвящена памяти выдающегося палеографа и слависта Вячеслава Михайловича Загребина (1944–2004). Более 30 лет он являлся хранителем и исследователем Остромирова Евангелия.
С приветственными словами на конференции выступят: ген. директор РНБ и президент РБА В.Н. Зайцев, руководитель Федерального архивного агентства В.П. Козлов, ректор Санкт-Петербургских Духовных Академии и Семинарии, архиепископ Тихвинский Константин, директор Библиотеки РАН В.П. Леонов, директор Государственного Русского музея В.А. Гусев и другие представители научных учреждений. С докладами выступят ведущие отечественные ученые, специалисты-медиевисты из Болгарии, Сербии, Италии, других стран.
29 октября в 16.30 в вестибюле перед Отделом эстампов состоится торжественная церемония открытия выставок в честь юбилея первой древнерусской рукописной книги. В Отделе рукописей РНБ будут развернуты экспозиции средневековых книжных раритетов, а в Отделе эстампов – выставка, посвященная истории изучения Остромирова Евангелия. Среди экспонатов выставок - ценнейшие рукописи, представляющие Остромирово евангелие в широком контексте рукописной традиции средневековой книги. (Представленные экспонаты не могут быть открыты для широкого доступа посетителей по объективным причинам, связанным с обеспечением сохранности фондов).
На сайте РНБ (www.nlr.ru) будет представлена виртуальная выставка «Остромирово евангелие и рукописная традиция новозаветных текстов». Это одна из самых крупномасштабных акций Российской национальной библиотеки по раскрытию ценнейших рукописных фондов. Проект содержит полное информационное раскрытие Остромирова Евангелия как памятника мировой культуры и позволяет увидеть в виртуальном режиме выдающиеся образцы греческих, южнославянских и древнерусских рукописей, хранящихся в РНБ. Презентацию интернет-версии выставки проведет Генеральный директор РНБ В. Н. Зайцев и заведующая Сектором древнерусских фондов Отдела рукописей РНБ Е. В. Крушельницкая.
На торжественном открытии выставок состоится выступление ансамбля кафедры древнерусского певческого искусства Санкт-Петербургской государственной консерватории «Знамение».
Впервые за 200 лет 9 апреля 2007 года в рамках Пасхального фестиваля фрагмент Остромирова Евангелия был принесен на Пасхальную службу в Исаакиевский собор и был доступен для обозрения.
Аккредитация журналистов по телефону: 718-85-60 (Пресс-служба РНБ)
Дополнительная информация: 718-86-10 (Отдел рукописей РНБ)
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=16656
С 30 по 31 октября 2007 года в городе Дубна Московской области будет проходить ХI конференция "Наука. Философия. Религия", организованная Объединенным институтом ядерных исследований (ОИЯИ), Московской духовной академией (МДА), Московским государственным университетом им. М.В.Ломоносова (МГУ), Фондом Святого Всехвального апостола Андрея Первозванного (ФАП) и Центром Национальной Славы (ЦНС). Тема конференции "Культура и свобода".
Данное мероприятие возобновляет ежегодные конференции "Наука. Философия. Религия", которые проходили в г. Дубна с 1990 по 1999 г.
Их цель - преодоление разобщенности между светской и церковной наукой и стереотипных представлений о противостоянии науки и религии, унаследованных от философии Нового времени, а также формирование в общественном сознании мировоззренческих позиций гармонически сочетающих религиозные, философские и научные аспекты познания.
Одной из задач конференции является создание дискуссионной площадки для конструктивного диалога и обсуждения наиболее актуальных проблем современного общества с точки зрения науки, философии и религии.
С начала ХХ века крупнейшими философами, учеными и богословами в России велась работа по установлению взаимопонимания между наукой, философией и религией. К этому времени относятся первые попытки диалога между ними: в Петербурге, Москве и Киеве создаются религиозно-философские общества, организаторами и активными участниками которых были Н.Бердяев, С.Булгаков, В.Розанов и другие видные отечественные мыслители.
Эта деятельность была прервана революцией 1917 г. Но спустя 70 лет при первой же возможности попытки диалога между важнейшими сферами человеческой деятельности были возобновлены. В частности, в Дубне прошли 10 конференций "Наука. Философия. Религия". Возобновление конференции в 2007 г. состоялось по инициативе недавно преставившегося настоятеля храма Похвалы Пресвятой Богородицы в г. Дубна протоиерея Виктора Паршинцева.
В работе конференции "Наука. Философия. Религия" в Дубне 30-31 октября примут участие: Президент ФАП и ЦНС С.Е.Щеблыгин, заместитель председателя ОВЦС, епископ Егорьевский Марк, профессор МДА А.И.Осипов, протоиерей Всеволод Чаплин, директор ОИЯИ А.Н.Сисакян, проректор МГУ В.В.Белокуров, профессор ОИЯИ В.Н.Первушин, профессура ОИЯИ, МДА, МГУ, ИФ РАН, РГГУ, РУДН и других учебных и научно-исследовательских заведений Москвы и Московской области.
Духовное и нравственное возрождение России невозможно без обретения ее гражданами мировоззрения, сочетающего в себе традиционные религиозные, философские и научные ценности. Свое послание Федеральному Собранию РФ 2007 года президент В.В. Путин начал с утверждения, что "духовное единство народа и объединяющие нас моральные ценности - это такой же важный фактор развития, как политическая и экономическая стабильность".
******************************
ВЫСТАВКИ
Историко-документальная выставка
"Земские соборы"
(к истории народного представительства в России XVI - XVII веков)
(2 ноября 2007 г.)
2 ноября 2007 г. В здании Центральной избирательной комиссии
Российской Федерации (ЦИК России) состоится презентация выставки
"Земские соборы" (к истории народного представительства в России XVI -
XVII веков). Земские сборы XVI - XVII веков в России - один из
реальных предшественников современных органов коллективного управления
страны.
Их деятельность - одна из самых ярких страниц в политической истории
России. Комплектовавшиеся "на местах" путем выборов представителей от
различных групп населения - провинциального дворянства и духовенства,
горожан, "служилых людей по прибору", Земские соборы стали
своеобразным прообразом действующей избирательной системы.
Представленные для экспонирования Российским государственным архивом
древних актов, Государственным историко-культурным музеем-заповедником
"Московский Кремль", Государственным историческим музеем, Институтом
Всеобщей Истории Российской академии наук (ИВИ РАН), Российской
государственной библиотекой документы книги, рукописи,
картографические и другие материалы отражают вехи истории от первых
органов народного представительства в России - Земских соборов к
современным выборам.
Устроители выставки надеются, что она будет интересна не только как
яркое мероприятие для привлечения избирателей, но и как событие
культурной жизни столицы.
На открытие выставки приглашены Президент Российской Федерации
В.В.Путин, члены Правительства Российской Федерации, депутаты
Государственной Думы Федерального собрания Российской Федерации, члены
Совета Федерации Федерального собрания Российской Федерации, члены ЦИК
России, Руководитель Федерального архивного агентства В.П.Козлов,
представители научной общественности.
Откроют выставку член ЦИК России И.Н.Федоров и директор ИВИ РАН А.О.Чубарьян.
Справки по телефону 606-79-57
******************************
ИНТЕРНЕТ
******************************
ЛЕТНЯЯ ШКОЛА
Российский государственный гуманитарный университет
Центр типологии и семиотики фольклора
объявляет о проведении
Всероссийской Летней школы - 2008
ГЕОГРАФИЯ ФОЛЬКЛОРНЫХ ФАКТОВ
И ФОЛЬКЛОРНЫЕ ДИАЛЕКТЫ
1-10 мая 2008 года учебно-научный Центр типологии и семиотики фольклора РГГУ проводит очередную (восьмую) Школу молодого фольклориста. Тема Школы ― "География фольклорных фактов и фольклорные диалекты". К участию приглашаются не только профессиональные фольклористы, но и представители смежных специальностей, чьи интересы по материалу или методам соприкасаются с темой Школы. Слушатели допускаются к участию на конкурсной основе (см. ниже).
Обоснование темы
1. Народные культуры как объект гуманитарного исследования и как предмет идеологических спекуляций обнаруживают некоторую двойственность своей природы.
С одной стороны, романтически ориентированный взгляд ищет (и легко находит) в них признаки этнической самобытности. Соответственно, национальные научные школы бывают склонны настаивать на уникальности своих объектов, их абсолютной несравнимости с фактами других культур и полной неприемлемости (в данном вопросе или вообще) любых универсализирующих методов исследования (сравнительно-типологических, структуралистских и др.). В этом случае понятие "мировой фольклор" ("фольклор народов мира") обозначает не более чем механическую сумму существующих на земле устных национальных традиций или вообще лишено смысла.
С другой стороны, народные традиции демонстрируют высокую степень интернациональности своих знаковых кодов и своей структурной организации – именно в данной области с особой рельефностью проступают те формальные и содержательные элементы, которые следует причислять к универсалиям мировой культуры, порожденным сходством или тождеством природных и социальных ситуаций, психофизиологической общностью человеческой природы, а также регулятивными структурами текстопорождения. Это подтверждает восходящую еще к Лейбницу идею "семантических примитивов", которая предполагает существование конечного множества общечеловеческих концептов и допускает, согласно А. Вежбицкой, "установление окончательного набора универсальных атомов смысла ('алфавита человеческих мыслей')". Подобная универсальность может быть определенным образом градуирована с учетом, во-первых, близости к "базовым", архетипическим ментальным структурам общественного сознания (чем ближе, тем универсальней), во-вторых, их прагматического измерения, связанностью с меняющимся жизненным контекстом (чем она меньше, тем универсальней) и, наконец, в-третьих, их стадиальных характеристик, часто принимаемых за проявление самобытности.
2. Реально, однако, эту "универсальность" надо понимать скорее не как тотальную представленность того или иного элемента, а как его широкую распространенность в мировом фольклоре. Картографирование, скажем, повторяющихся фольклорно-мифологических сюжетов и мотивов предметно демонстрирует географию таких фольклорных фактов, наличие совпадающих или сходных элементов в одних традициях и их полное отсутствие в других – чем бы ни объяснялась подобная неравномерность: направлениями древнейших расселений человека по земле (исследования Ю.Е. Березкина) или более поздними культурными диффузиями (согласно концепциям Т. Бенфея и его последователей или трудам "финской школы"). Этот подход позволяет выявить комплексы мотивов, распространявшиеся путем культурного наследования, в отличие от сходных мотивов, возникающих независимо в разных регионах. То же касается обрядовой деятельности, терминологии народной культуры, ее "предметных" и "признаковых" аспектов. Картографирование фольклорных фактов помогает раскрыть генезис явления, его историю и типологию; наконец, "карта характеризует не только картографируемое явление, но и саму территорию, которую границы нанесенных на карту разных явлений членят в той или иной степени, пересекают в том или ином направлении, объединяют с другими, смежными или отдаленными территориями" (С.М. Толстая. Географическое пространство культуры, с. 2). Фактически речь должна идти об определенных фольклорных диалектах, являющихся единственной непосредственной "материальной" данностью фольклористики.
3. "Общенародный" фольклор, стоящий над локальными традициями (подобно тому как национальный язык стоит над диалектами) представляет собой лишь умозрительную исследовательскую или идеологическую конструкцию (из этого утверждения, разумеется не следует, что нет фольклорных фактов, общих для всего этноса). Как писал Б.Н. Путилов (Фольклор и народная культура, с. 145-153), "фольклор в его конкретных материальных выражениях, в живой функциональной плоти, в реальных 'единицах' текстов существует только как региональный / локальный. Понятие общенародного обретает реальность только на уровне отношения между региональными / локальными традициями", причем региональность обусловлена спецификой хозяйственно-культурного и социоэтнического функционирования сообщества, а локальность как таковая связана с ячейкой общественной жизни (например, общиной), до известной степени замкнутой и имеющей целостную структуру сохранения и регулирования социального организма. При этом региональная / локальная специфика не обусловлена целиком природными или социальными обстоятельствами, внешними по отношению к культуре и не сводится к историческому преемствованию древнего наследия. Она есть не наличие редких (или даже уникальных) форм, но скорее специфическая интерпретация общего, что в свою очередь представляет собой частный случай более общей вариативности народной культуры как ее неотторжимого качества".
Проявления и свойства, позволяющие отличить себя от соседей, в том числе – относящихся к тому же этносу, как правило, хорошо осознаются носителями локальной (региональной) культуры ("Мы не так поем", "не так делаем", "не так носим" и пр.). Черты, определяющие ее специфику, составляют своего рода "пучки дифференциальных признаков", перечень которых может быть довольно большим. При этом часто речь идет о малозаметном на посторонний взгляд варьировании (или взаимодополнении) элементов, их чередовании с "нулевой формой" и т.д., тогда как другие случаи различий (в том числе – и более значительных) могут не осознаваться как культурно-дифференцирующие. В конечном счете и сходства, и различия в известном смысле существуют только для наблюдающего субъекта, имеющего определенный угол зрения и определенный фокус своего интереса, причем относится это как носителю традиции, так и к ее исследователю.
В качестве примеров проявления "фольклорной диалектности" можно привести случаи наличия или отсутствия определенных элементов этнической культуры (вербальных, обрядовых и т.д.) в разных областях ее распространения; существование развернутых (и даже жанрово оформленных) нарративов на какую-либо тему или лишь информации о ней ("что-то слышал, но точно не знаю"); несовпадение интерпретаций одних и тех же элементов устной традиции и т.д. Особо должен ставится вопрос об историческом формировании подобной диалектности.
В рамках перечисленных проблем будет определена тематика лекционных курсов и семинаров Весенней школы.
Внимание будет уделено также и междисциплинарным методам и подходам к анализу фольклорных традиций.
Список рекомендованной литературы см. ниже, однако к февралю 2008 он будет дополнен.
Условия участия в конкурсе
К участию приглашаются не только профессиональные фольклористы, но и представители смежных специальностей, чьи интересы по материалу или методам соприкасаются с темой Школы. Слушатели допускаются к участию в качестве слушателей на конкурсной основе.
Победителям конкурса будет оказана финансовая поддержка (оплата проживания и питания). Победитель конкурса должен будет сделать организационный взнос в размере 350 руб. К сожалению, как правило, в большинстве случаев мы не можем оплатить дорогу от места Вашей учебы до Москвы, но мы можем обратиться к администрации Вашего вуза с помощью о содействии в оплате дороги.
Во время проведения Школы слушатели обязаны посещать лекции (читаемые для них специально приглашенными специалистами) и семинары. Участие в работе семинаров также является обязательным. Слушатель может участвовать в вечерних семинарах также в качестве докладчика, в этом случае тема доклада оговаривается особо.
Как принять участие в конкурсе начинающим:
Конкурс будет проходить с 1 октября 2007 по 15 февраля 2008, однако убедительная просьба ко всем участникам конкурса присылать свои работы как можно раньше, и можно – частями.
К участию в конкурсе приглашаются молодые исследователи (студенты, аспиранты, молодые преподаватели), специализирующиеся в области фольклористики и в смежных с ней дисциплинах, интересующиеся современными проблемами теории фольклора и освоением новых методов в изучении фольклорных текстов. ВНИМАНИЕ! При этом неважно, какая специализация у Вас в Вашем вузе (историк, филолог, этнограф и так далее. Конкурсное задание учитывает этот момент).
1 шаг: Вы присылаете заполненную анкету, она есть на сайте http://www.ruthenia.ru/folklore/ls08_anketa.htm и свое научное исследование по теме «фольклор», желательно отвечающее одной из поставленных тем. Присылка анкеты обязательна. Присылка работы желательна, но не обязательна! Это не влияет на Ваше участие в конкурсе!
Если работа и анкета присылаются по электронной почте, они должны быть вложены в письмо в качестве аттачмента. Не присылайте работ в "теле" письма! Файл с работой и анкетой должен быть в формате rtf или Word. В теме (subject) электронного письма должно быть написано "LS 2008".
Если работа и анкета присылаются по обычной почте, то в конверт надо вложить распечатки работы и анкеты, а также дискету с соответствующими файлами (в указанном формате).
2 шаг: в ответ на присланную анкету Оргкомитет высылает Вам задание по электронной почте, состоящее из пяти задач и Ваш конкурсный номер, под которым Вы анонимно участвуете в конкурсе. Своевременное решение этих задач и есть залог Вашего участия в конкурсе. На решение задач Вам будет отведен месяц с момента посылки Вам задания (при подтверждении получения Вами его от нас). Обращаете внимание на инструкцию по выполнению конкурсного задания, приложенную к самому заданию.
ВНИМАНИЕ! На сайте по адресу http://www.ruthenia.ru/folklore/ls08_razbor.htm будет находиться одна из разобранных задач конкурсов прошлых лет.
3 шаг: В течение первой декады марта Оргкомитет рассылает всем результаты проверки задач.
4 шаг: Если вы набрали проходное количество баллов, то Вам высылается тест для подготовки к участию в Школе, который надо сдать устно или письменно (в зависимости от места Вашего проживания). Тест будет требовать некоторого знания рекомендованной литературы.
ВНИМАНИЕ! Не отчаиваетесь, если Вы набрали полупроходное количество баллов. Количество участников ограничено, но иногда перед самой Школой образуются дополнительные места.
Как принять участие в конкурсе участникам предыдущих школ:
1 шаг: Вы присылаете заполненную анкету, она есть на сайте http://www.ruthenia.ru/folklore/ls08_anketa.htm и заявляете о своем желании участвовать в конкурсе.
2 шаг: Оргкомитет предложит Вам на выбор одну из двух форм участия в конкурсе. ВНИМАНИЕ! При отборе участников предыдущих Школ Оргкомитет будет учитывать их работу на предыдущих школах.
Организация Всероссийской Летней школы-2008
Лекции и занятия на Школе по заявленной теме читают ведущие специалисты по фольклористике и смежным дисциплинам. Школу планируется провести в г. Переславль-Залеский с 1 по 10 мая 2008 года в гостинице «Доме творчестве Кордовского» (ВНИМАНИЕ! Время проведения школы может быть сдвинуто в ту или другую сторону в связи с праздниками).
Расписание и лекции предыдущих школ Вы можете найти на сайте http://www.ruthenia.ru/folklore/index.htm
Расписание Летней школы – 2008 появится на сайте в марте.
Оргкомитет ЛШ оставляет за собой право публиковать на сайте семинара (www.ruthenia.ru/folklore) работы, присланные на конкурс, а также список конкурсантов и результаты конкурса.
Наши адреса и телефоны
Работы следует присылать по электронному адресу ctsf.rggu@gmail.com и alexandra.arkhipova@gmail.com или почтой по адресу: 125993, ГСП-3, Москва, Миусская площадь, д. 6, Российский Государственный Гуманитарный Университет, Институт Высших гуманитарных исследований, С.Ю. Неклюдову.
Тел. для справок: (499) 9734354 (понедельник, среда)
Е-мейл для справок: alexandra.arkhipova@gmail.com, ctsf.rggu@gmail.com
Следите за объявлениями на сайте www.ruthenia.ru/folklore
Руководитель Школы д-р филологических наук, профессор С.Ю. Неклюдов
Координатор канд. филологических наук А.С. Архипова
*******************************
НОВОСТИ
ОБРАЩЕНИЕ ОРГАНИЗАЦИОННОГО КОМИТЕТА
ЧЕТВЕРТОГО МАРША ПРОТИВ НЕНАВИСТИ
ПАМЯТИ НИКОЛАЯ ГИРЕНКО
( 31.10.40 – 19.06.04)
В этом году мы проводим 4-й «Марш против ненависти». Теперь он приобретает международный статус. Мы благодарны международной правозащитной общественности в лице Amnisty International, которая отнеслась к нашей инициативе с пониманием и солидарностью. Это является свидетельством того, что темы, которые мы поднимаем с этой трибуны, продолжают быть актуальными во всем мире.
Разнузданная пропаганда ненависти возводит непреодолимое препятствие на историческом пути развития нашего родного города и всей страны. Позорное клеймо территории, опасной для иностранных студентов, туристов и рабочих, отчетливо проступает уже сейчас, а стыдиться его придется и нам и будущим поколениям.
В пространство свободного слова в Интернете переместились уличные хулиганы и убийцы. Их ненависть, ограниченность и фанатизм озвучивают лидеры чисто расистского «Движения против нелегальной иммиграции» и теоретики уличного террора. Социальным технологиям манипуляции низменными страстями должен быть поставлен такой же заслон, как педофилии.
В нашей стране криминальная ксенофобия за последний год захватила полки книжных магазинов. По книготорговым сетям обеих столиц беспрепятственно распространяется литература антинаучного, расистского и профашистского толка. Мы однозначно заявляем, что сегодняшний коммерческий интерес не должен и не имеет права ставить под сомнение разум, мораль и совесть подрастающего поколения.
Мы обращаемся к книгоиздателям и книготорговцам с призывом выработать этический кодекс чистоты печатного слова.
Тенденция разделения граждан на «коренных» и «некоренных», непрекращающаяся конфронтация между Россией, Украиной и Грузией, прибалтийскими и другими европейскими государствами, откровенный антиамериканизм способствуют возрождению имперского сознания, милитаризации общества и, как следствие, росту насилия в армии.
Мы приглашаем Вас 28 октября собраться на традиционном месте у дворца спорта «Юбилейный» (метро «Спортивная») с 12.30 до 13.00 часов. С 13.00 до 14 мы пройдем маршем через Мост Строителей, по Университетской набережной, мимо Кунсткамеры и Академии наук, где работал Николай Михайлович Гиренко, и по Менделеевской линии мы дойдем до площади Сахарова, где с 14 до 15 пройдет митинг. Наш несменяемый лозунг - «За Россию без расизма»!