среда, 19 ноября 2008 г.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ # 282

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ # 282

ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ

КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ http://www.drevnerus.narod.ru

Адрес для переписки: drevnerus@gmail.com, drevnerus@narod.ru

Мы будем рады любой информации

Мы не редактируем тексты информационных сообщений.

При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна

Редактор бюллетеня Т.В. Чумакова

Теперь читайте и в блоге http://drevnerus.blogspot.com

******************************

18 ноября 2008 г.

******************************

КОНФЕРЕНЦИИ СЕМИНАРЫ



Дни старообрядчества в Санкт-Петербурге

30 октября 2008 года по благословению Владимира, Митрополита Санкт-Петербургского и Ладожского в Александро-Невской Лавре состоялась конференция по проблеме церковного раскола XVII века под названием РАСКОЛ: ДОГМАТ И ОБРЯД. Конференцию организовал Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии и провели протоиереи Александр Будников, Председатель миссионерского отдела, и Георгий Иоффе, заместитель Председателя миссионерского отдела.

Данное мероприятие в Лавре прошло вслед за православной литургией, совершенной по старому обряду, 28 октября в храме Новомучеников и Исповедников Российских. Литургию возглавил о.Петр Чубаров, настоятель Никольского единоверческого (старообрядческого) храма на ул.Марата 24 (РПЦ МП), в литургии также приняли участие старообрядные священники из Москвы и Подмосковья.

После литургии началась конференция СТАРООБРЯДЧЕСТВО: ИСТОРИЯ И СОВРЕМЕННОСТЬ, 28-30 октября в Государственном Музее Истории Религии при поддержке Отдела по связям с религиозными объединениями Администрации Губернатора Санкт-Петербурга, в рамках которой проводился круглый стол "Снятие клятв поместным собором РПЦ в 1971 г. и их восприятие старообрядцами", проведенный ст.н.с. ГМИР Буровым А.А. В конференции ГМИР приняли участие более 50 ученых и старообрядцев со всей России, в круглом столе - представители всех старообрядческих согласий города - белокринницкие, новозыбковские священники, поморские наставники, старообрядческие священники РПЦ МП и Е.В.Белякова, к. и. н., ст. н. с.  института Российской истории РАН.

Конференция в Лавре началась в 14.00 и продлилась четыре часа, вызвав интерес среди специалистов по данной теме, старообрядцев и просто интересующихся расколом. Вступительное слово произнес о.Александр Будников, обозначив общие задачи конференций подобного рода, а именно, установление человеческих контактов и обмен мнениями представителей разных сторон давнего церковного разделения.

Первым прозвучал доклад иеромонаха Мефодия Зинковского, кандидата богословия, ассистента профессора по кафедре догматического богословия * Святоотеческое учение о догмате и ереси *. О.Мефодий дал святоотеческое определение основным догматическим понятиям, которые имеют различное толкование среди новообрядцев и старообрядцев - догмат, ересь. Также он охарактеризовал реформу Патриарха Никона: * Непосредственными причинами, вызвавшими старообрядческое движение можно считать: 1) богословское непонимание сути церковной реформы Патриархом Никоном и его противниками; сильная привязанность русских людей к обрядовой стороне христианской религии вплоть до усвоения церковным обрядам догматической неизменности (что объясняется недостатком просвещения). 2) неправильный метод реформ, исправления текста богослужебных книг и изменения церковных обрядов при Патриархе Никоне; 3) участие в этой реформе некоторых греческих иерархов, стремившихся поднять упавший после Флорентийской унии греческий авторитет в России, что привело не к желаемому смягчению противостояния, а к неоправданному его обострению вплоть до необоснованных анафематствований.*
Следующим выступил священноиерей Евгений Саранча из единоверческого храма Архистратига Михаила, с.Михайловская Слобода Московской области с докладом "Первый Всероссийский Съезд православных старообрядцев ( единоверцев)": * На свой первый Съезд единоверцы прибыли, чтобы совместно обсудить и решить вековые вопросы, волнующие единоверцев с самого появления Единоверия. Вопросы первого Всероссийского православно-старообрядческого Съезда   это, главным образом, об единоверческом епископе, о клятвах соборов. *

Продолжением данного выступления стал доклад Беляковой Е.В. к. и. н., ст. н. с. института Российской истории РАН, преподавателя истории РПЦ на кафедре истории Церкви МГУ, Москва, "Старообрядческий вопрос на Поместном Соборе 1917-1918 гг". Предсоборное Присутствие рассмотрело широкий спектр вопросов, касающихся старообрядчества, но на самом Соборе из-за отсутствия времени был решен вопрос об учреждении единоверческих кафедр и рукоположении единоверческих епископов, первым из которых стал еп.Симон Шлеев, рукоположенный Патриархом Тихоном в епископа Охтенского летом 1918 года. Остальные проблемы - отмена клятв, признание старообрядческой иерархии - не получили Соборного разрешения ввиду тяжелой революционной обстановки.

Второй раз в конференциях о старообрядчестве участвует священноиерей Геннадий Чунин, настоятель храма Покрова Пресвятой Богородицы Русская Православная Старообрядческая Церковь, Санкт-Петербург. Тема нынешнего доклада прозвучала как: *Старый и новый обряд в православии *. В своем докладе о.Геннадий охарактеризовал отношение к обрядам в старообрядческой среде, подчеркнул западное влияние при проведении реформ, огромный объем и небывалую скорость вносимых изменений, то что целью церковных реформ 17 века было не исправление книг по древнегреческим образцам, а унификация с новогреческими текстами, метод проведения реформ отличался крайней жестокостью, чему способствовало вмешательство гражданских властей. Относительно перспектив преодоления раскола о.Геннадий отметил положительное влияние отмены клятв Поместным Собором 1971 года, что дезавуировало часть разногласий: * Я мечтаю о преодолении наших разногласий с новообрядцами и я вижу такую возможность. В случае возвращения Русской Православной Церкви к служению по старому обряду будет двойная польза для всех. Во-первых, огромное число верующих людей будет молиться по более верному, а с 1971 года и полностью реабилитированному старому обряду. Во-вторых, одновременно с этим исчезнут все основания для разделения на старообрядцев и новообрядцев, и мы все вместе снова станем единой Русской Православной Церковью++ мне хочется надеяться, что преодоление нашего затянувшегося разделения все-таки возможно *

С интересным докладом * Символ Веры у новообрядцев и старообрядцев* выступил иерей Константин Костромин, священник Св.Исидоровского храма, Санкт-Петербург, РПЦ МП. Проанализировав два варианта Символа Веры, используемые в двух ветвях Русской Церкви, о.Константин сделал следующий вывод: *Предложенный анализ текстов приводит нас к однозначному выводу: ни текст старообрядческий, ни текст новообрядческий не являются погрешающими против веры, не противоречат друг другу и не превосходят друг друга по качеству. Буквальная текстологическая точность - за новым текстом. Глубина богословствования, по древней византийской традиции опирающаяся даже не на тонкость слова, но на тонкость буквы - за текстом старым. И преимущества каждого из них дают нам повод объединиться вокруг разных формулировок, которые в совокупности дали бы нам глубину и точность православного святоотеческого богословия. *

В докладе *Категория народности в трудах единоверческого священника Иоанна Верховского* Романа Александровича Майорова, преподавателя Московского Духовного училища РПСЦ прозвучали интересные сведения о недостаточном количестве епископов на Руси в первый период существования Церкви, что явилось следствием грекофильской политики Византийской империи по отношению к Руси. Такая политика заложила определенную традицию отношений между епископатом изначально почти полностью греческим и русской паствой.

Священноиерей Пётр Чубаров, настоятель Никольского храма, Санкт-Петербург, член комиссии по взаимодействию со старообрядными приходами РПЦ МП осветил вопрос *Становление единоверия в XIX веке в России*. Большая часть доклада посвящена истории единоверия, начавшаяся от попыток восстановления церковного единства со стороны части старообрядцев, затем в 1800 г единоверие было допущено как временная мера с некоторым ограничением церковных прав и наконец на Соборе 1917 года единоверие получило статус полноценного церковного учреждения со своими епископами во главе.

Священноиерей Иоанн Миролюбов, консультант ОВЦС, секретарь Комиссии по делам старообрядных приходов и взаимодействию со старообрядчеством привел статистику развития единоверия внутри Русской Церкви. Так до революции было 600 приходов, 9 мужских монастырей (90 монахов, 170 послушников) и 10 женских монастырей (170 монахинь и 480 послушниц). В XX веке ситуация радикально изменилась. За 1920-30 годы были уничтожены все единоверческие епископы и приходы. В настоящее время Церковью канонизировано 11 новомучеников-единоверцев, среди них епископ Охтенский Симон Шлеев. В 1990 году существовал 1 приход, на сегодняшний момент их уже 23, каждый год прибавляется по 2-3 прихода, но тенденция роста пока не определилась. По словам митрополита Кирилла Гундяева при возникновении достаточного количества приходов в России появится и единоверческий епископ. На сегодняшний день единственный старообрядный епископ в Русской Церкви окормляет общину в г.Ири, Пенсильвания, США , перешедшую под омофор Патриарха Алексия II в результате объединения РПЦ и РПЦЗ.

С заключительным словом выступил протоиерей Георгий Иоффе, в котором он подчеркнул необходимость сохранять единство в многообразии церковных традиций.

Основной задачей конференций по вопросу старообрядчества является установления контактов между представителями двух ветвей русской церкви. В результате стороны лучше понимают позиции друг друга и получают возможность совместно решать проблемы, выдвигаемые современным секуляризованным обществом. Миссионерский отдел готовит публикацию прозвучавших докладов и планирует в будущем организовывать мероприятия подобного рода, как например, концерты знаменного пения с участием старообрядцев, чтобы сокровища древнерусской церковной культуры, хранимые старообрядчеством стали нашим общим достоянием.

Со всеми вопросами можно обращаться в Миссионерский отдел Санкт-Петербургской епархии:
Адрес: 191167, Санкт-Петербург, наб. реки Монастырки, д. 1 (на территории Александро-Невской лавры).
Телефон: (812) 710-36-27. вторник, четверг 18.00-21.00.
В КОНТАКТЕ http://vkontakte.ru/club1303533
http://www.missiaspb.narod.ru/

Запись конференции можно увидеть и услышать в сети интернет
Видеозапись конференции: http://sobornoedelo.ru/browseVideo.php?albumID=259
Фотоальбом: http://www.mitropolia-spb.ru/photo/index.php?PAGE_NAME=section&SECTION_ID=59
Аудиоматериалы конференции: http://sobornoedelo.ru/browseAudio.php?albumID=373
==========================

Call for Papers
'Not Just for Christmas' Research Workshop and Town Meeting

15th-16th December 2008, The Glasgow School of Art (£15/£10)

'Not Just for Christmas' is an AHRC-funded research workshop which engages
academic and non-academic participants in the discussion of issues
surrounding ethical responses to visual culture, consumption, and their
embedding in moral and religious narratives at Christmas. The overlapping
layers of this debate, intensified during the festive season of Christmas,
will be related to sustainability and ethical consumption in daily life.

The workshop will, using a mixture of academic and non-academic
participants, object-led and online discussion, discursive publication and
public feedback, reveal flashlight issues which will offer new areas of
research and inquiry, as well as provide a necessary reappraisal of
Christmas in light of changing societal impulses and needs. Such debates
cover the commercialisation of Christmas and other religious festivals in
the context of ethical consumption practices including Fair Trade, charity
donations, gift-giving alternatives and greeting cards.

Workshop Aim
- To outline the ways in which ethical decisions made at Christmas time can
be transfered to everyday life
- To outline new areas and directions for research into ethical
decision-making in relation to consumption, popular culture and religious
observance.

Town Meeting Aim
- To bring together a wider cross-section of researchers and scholars
interested in shaping future research into ethical decision-making in
consumption, popular culture and religious observance.

If you would like to attend the town meeting, please visit
http://www.notjustforchristmas.org and register by Monday 8th December 2008.

Call for Papers
In order to help capture some of the most current debates in research, the
workshop organisers are seeking additional presentations from researchers
actively engaged in pilot and/or funded research across two or more of the
following areas:

Ethics and Consumption
Sustainability and Gift-giving
FairTrade and popular culture
Sustainability, FairTrade and the movies
Political Theology and Christmas
Visual narratives of sustainability and Christmas
Economics and the 'Christmas message'
Christmas and everyday life
Christmas and moral philosophy
Liturgy, Justice and Contemporary Culture

Presentations are particularly welcome from early career researchers. As
part of the project, the organisers have 3 UK travel bursaries, and 1
European travel bursary, for researchers to present at this workshop and
town meeting.

Submissions
If you are interested in presenting at this workshop, please send the
following to us no later than Friday 28th November 2008 in order to be
considered. Applicants will be notified on Tuesday 2nd December.

Please send:

* A 250-word abstract of your presentation, indicating its relation to
the aims of 'Not Just for Christmas'
* A current CV
* Your name, location and indication of funding status (in order to
qualify for a bursary)

Presentations should last no more than 20 minutes. Submissions and queries
should be sent to: info@notjustforchristmas.org

http://notjustforchristmas.wetpaint.com/page/Call+for+Papers




The Glasgow School of Art is a charity registered in Scotland, charity
number SC012490.

****************************

We are pleased to announce that a new issue of William James Studies (WJS)
is available online at http://williamjamesstudies.press.uiuc.edu/.



William James Studies

Volume 3 • Number 1


American Philosophical Association Conference Papers:

Human Blindness (2007 Presidential Address)
   John Lachs

Blindness, Vision and the Good Life for All: Comment on John Lachs' "Human
Blindness"
   David E. Leary

The 'Riven' Self as remedy to "a Certain Blindness"
   Frederick J. Ruf


Submitted Essays

Flowers in the Desert: F. C. S. Schiller's [Unpublished] Pragmatism Lecture
   Mark J. Porrovecchio

The Concept of Truth that Matters
   Laura E. Weed

Investigations into the William James Collection at Harvard: An interview
with Eugene Taylor
   Thibaud Trochu

"The Many and the One" and the Problem of Two Minds Perceiving the Same Thing
   Mark Moller


Review Essay

Pragmatism in the 21st Century
   Wesley Cooper

Book Reviews

The Drama of Possibility: Experience as Philosophy of Culture. By John J.
McDermott
   Erin McKenna

The Dynamic Individualism of William James. By James Pawelski
   Doug Anderson

Brazil through the Eyes of William James: Diaries, Letters, and Drawings,
1865-1866. Edited by Maria Helena P.T. Machado
   Douglas McDermid

The Soul of Classical American Philosophy: The Ethical and Spiritual
Insights of William James, Josiah Royce, and Charles Sanders Peirce. By
Richard P. Mullin
   Mathew A. Foust


CALL FOR PAPERS

William James Studies invites submissions for its fourth issue. Essays of
not more than 8000 words on the life, work, and influence of William James
are welcome from scholars across the disciplines. Submission guidelines
are available at
http://williamjamesstudies.press.uiuc.edu/submission.html. Please submit
essays to Mark Moller, Managing Editor, at moller@denison.edu or Linda
Simon, General Editor, at lsimon@skidmore.edu. Submission deadline for the
fourth issue is March 1, 2009.

=========================

ДНИ ФИЛОСОФИИ В САНКТ-ПЕТЕРБУРГЕ

В эти пятницу-субботу в рамках «Дней» пройдут и эти две конференции/круглые столы

(простите, но почему-то программа на английском)

пятница. Менделеевская 5. ф-т Философии и политологии

The Official Program of the International Conference
"From Feasting to Fasting: transformations of the cultural procedures  from Antiquity to the Middle Ages"
Prof. M.S. Kagan' Hall (Auditorium 161)
21 November (Friday).
Faculty of Philosophy and Political Science.
10.30 - 11.00. Registration of Participants.
11.00 - 11.30. Dr. Constantinos Athanasopoulos (Cambridge University, United Kingdom) Food and Drink as Spiritual Nourishment in Orthodox Mysticism ((Ps) Dionysius the Areopagite, St. Symeon the New Theologian and Nicholaus Cabasilas).
11.30 - 12.00. Dr. B. Lourie "Barlaam and Ioasaph" and Conversion of Makuria in Nubia, 6th century.
12.00 - 12.30. Dr. Prof. Tatjyana Chumakova (St. Petersburg State University, Russia) From Feasting to Fasting: the practice of sitting at table in the East-European tradition 
12.30 - 13.00. Cafe-break.
13.00 - 13.30. Dr. Vesa Hirvonen (University of Helsinki, Finland) Ockham on the tinder of sin as a bodily quality 
13.30 - 14.00. Dr. Prof. Oleg Dushin (St. Petersburg State University, Russia). From Ancient to Pre-Modernity: transformations of practices of body in the European culture
14.00 - 15.00. Dinner.
15.00 - 15.30. Rui Manuel Andrade Coimbra Santos Gonçalves (Portugal). Augustine and Orosius or on the banishment of Pagans from the City of God
15.30 - 16.00. Dr. Dmitry Yavorskij (Volgograd Academy of the State Service, Russia) Moral-ascetic ideal of Christianity and social structure of Indo-European peoples
16.00 - 16.30. Dr. Prof. Marianna Shakhnovich (St. Petersburg State University, Russia) Philodemus' Treatise "On Frank Criticism" and the Therapeutic Practice in Late Epicureanism

Prof. M.S. Kagan' Hall (Auditorium 161)
22 November (Saturday).
11.00 - 11.30. Dr. Prof. Мarina Kiselyova (Institute of Philosophy, Moscow, Russia) «The Feast of Soul» in the baroque sermon: Simeon of Polotsk.
11.30 - 12.00. Dr. Prof. Aleksandr Pogonialo (St. Petersburg State University, Russia) Dwarfs, giants and ontological difference.
12.00 - 12.30. Lidia Kriulya (Pomorskij State University, Arkhangelsk, Russia) Reflection of normative models of masculinity in social practices and art of an Antique society 
12.30 - 13.00. Dr. Ekaterina Kanaikina (Mordovian State University, Saransk, Russia) The phenomenon of virtue in Antiquity and Christianity 
13.00 - 13.30. Dr. Olga Mukha (Lvov national university, Ukraine) Transformations of body of human being in XXI century: on a way to «body of the future» 
13.30 - 14.00. Dr. Sofia Rassadina (St. Petersburg State University, Russia) Truth and pleasure: from preventive maintenance of satiation to a discourse of temptation
14.00 - 15.00. Dinner
15.00 -15. 30. Marina Rukavishnikova (Shuisky State Pedagogical University, Russia) Conscience in the doctrine of morals of Holy Fathers
15.30 - 16.00. Andrej Gorin (St. Petersburg State University, Russia) Genesis of Christian morals: normalizing of Antique Ethos by the Bible message
16.00 - 16.30. Mikhail Vogman (Moscow State University, Russia) Dialogical epistemology in sources of Early Christianity and its Judaic context
16.30 - 17.00. Evgenie Titomir (Philosophical Faculty, Kiev National University, Ukraine). Love in the Middle Ages: Mysticism of the Western Christianity
17.00 - 17.30. Dr. Мaria Avksentevskaya (St.-Petersburg) Ethos and knowledge in the philosophy of Cambridge' Platonism

========================

пятниица. Ф-т Философии и политологии. Менделеевская 5

Программа

Круглый стол «Антиклерикализм как культурно-исторический феномен».

21 ноября 2008, пятница; 10.30-15.30

10.30-12.30 аудитория № ____

И.Х. Черняк.  К вопросу об исторических типах антиклерикализма

Л.Б.Сукина.  «Самовластие» и «самомышление» в вере: скрытый конфликт представителей социальных верхов и церкви в Русском государстве XVI-XVII вв.

Н.В.Ревуненкова. Концепция истории церкви Жана Кальвина

Е.Б. Смилянская, О.А Цапина. Антиклерикализм Века Просвещения: восток и запад христианского мира.

Р.Т.Рашкова. Парадокс «Века революции»: католический романтизм и буржуазный антиклерикализм 

Перерыв 12.30-13.30 

13.30-15.30 аудитория № ____

И.А.Кириллов. «Протестантские мотивы» критики религии в XVIII вв.

Т.Д.Еремина. Антиклерикальная карикатура во Франции периода Великой Французской буржуазной революции.

М.С.Стецкевич. Антиклерикализм в Англии в первой трети XIX в.

Е.М.Лучшев. Анархизм и антиклерикализм в России конца XIX – первой половины ХХ в.

Т.В. Чумакова. Антиклерикальный дискурс в «Живом журнале»

М.М.Шахнович. Проблема интерпретации антиклерикального фольклора 

*****************************

РАЗНОЕ

Ну, вот – можно считать, что давнишний самосвал выехал мне навстречу во всей своей красе. И поскольку проснуться никак не удастся, придется мне, наконец, обвязаться гранатами и выйти на тропу войны.
В принципе, я мог сделать это уже давно, поскольку давно уже был в курсе того, какой именно самосвал на нас надвигается. Удерживали меня от того, чтобы уйти в полный штопор, всего лишь несколько предрассудков, из которых главным была так называемая корпоративная этика – предполагающая, в частности, поддержку своих коллег, сопряженную с некоторым смирением, уважение к чужому мнению (предполагающее, что у всех у нас одна цель, к которой можно идти разными путями), терпимость, сдержанность и всяческое «невынесение сора из избы». Но после того, как в понедельник моё высокое начальство в лице директора и главного хранителя обломало эту этику об колено и попыталось манипулировать (без всякого, впрочем, успеха) группой людей, в десятки раз умнее, достойнее и благороднее него, я считаю себя свободным от всяких корпоративных обязательств – по крайней мере, перед Третьяковской галереей. И выхожу, как я уже сказал, на тропу войны.
Итак, речь идет о том, чтобы икона «Троица» преподобного Андрея Рублева была на три дня «отпущена» на праздничное богослужение на место своей прежней «прописки» - в Троице-Сергиеву лавру. Никаких официальных распоряжений (вроде приказа министра культуры) на этот счет пока не поступало, и в настоящее время мы имеем лишь кроткое письмо от Патриарха с трогательной просьбой уважить чувства верующих и с прибавлением какого-то невнятного лепета об ожидающих нас испытаниях, от которых сие мероприятие вроде бы должно нас оградить (это он про кризис, что ли?). При этом совершенно очевидно, что опытный функционер такого ранга никаких писем никому писать не стал бы, если бы не имел мощной поддержки «за спиной» и полной уверенности в успехе всего предприятия.
Про мощную поддержку начальство Третьяковской галереи, по-видимому, знало с самого начала – и, обливаясь холодным потом, кинулось, с одной стороны, заказывать супер-ящики для перевозки и хранения иконы, а, с другой – орать побелевшими от ужаса губами на всех, кто хотел на это что-то возразить. Главный и единственный аргумент галерейского начальства – «если вы сейчас будете рыпаться, то у вас её заберут навсегда и без всякого ящика» (от себя могу прибавить, что про «заберут навсегда» - это еще бабушка надвое сказала, а вот в том, что при малейшей попытке сопротивления это самое начальство мгновенно уволят – сомневаться не приходится).
Для тех, кто не понимает, о чем именно идет речь, – поясню. Речь идет о произведении со сложной исторической судьбой и сложным состоянием сохранности. О произведении, которое уже пережило несколько варварских поновлений и реставраций. О расходящихся досках, которые невозможно окончательно скрепить, не вызвав еще более серьезных разрушений. О разновременных красочных слоях, которые будут по-разному реагировать на изменения температуры и влажности – и, соответственно, раздирать то, что более или менее скрепилось друг с другом. О произведении, сохранить которое на более или менее длительное время можно только одним способом – НЕ ТРОГАТЬ и 
ДУТЬ ТЕПЛЫМ ВОЗДУХОМ СОХРАНЯТЬ ПОСТОЯННУЮ ТЕМПЕРАТУРУ И ВЛАЖНОСТЬ.
Которое при этом – так уж исторически сложилось – является самым знаменитым памятником русского искусства и самым употребительным символом русской духовной культуры.
И если мы, беспрекословно повинуясь чьему-то идиотскому капризу, повезем эту икону за семьдесят километров туда и обратно, поместим в тесном соборе, где горят сотни свечей и где толпы благочестивых паломников кинуться к ней «прикладываться», гарантий ее сохранности никто дать не сможет. Никаких. В чем предполагаемый создатель «чудо-ящика» (представитель завода «ЯЩИКСТРОЙ») признался честно и нелицемерно всей потрясенной научной общественности.
К этому можно прибавить ещё одно немаловажное обстоятельство. Ставшее традиционным противостояние музеев и церкви в этой ситуации почти не при чем. Думаю, что большинство представителей РПЦ, понимают, что «Троицу» надо сохранить – хотя бы для следующего поколения (за исключением особо бессовестных и отвязных «идеологов», которые любят повторять, что она «сохранит себя сама»). И даже представители Лавры, которые присутствовали на нашем реставрационном совете, в конце концов, произнесли нечто вроде «ну, раз уж совсем невозможно, тогда, наверное, не надо...» (правда, в кулуарах, а не с трибуны).
Речь – повторяю! – о бессмысленном капризе того, кто мнит себя поборником благочестия и восстановителем «исторической справедливости». И имеет неограниченные возможности для удовлетворения своих капризов. А еще – о трусливом и преступном галерейском начальстве, которое не готово защитить то сокровище, которое, волею судеб, оказалось в его распоряжении.
Чего я хочу от вас в связи с этим, друзья мои?
Во-первых, я хочу, чтобы вы об этом знали.
Во-вторых, я хочу, чтоб об это знало как можно большее количество людей – чтобы если это преступление и будет совершено, его бы не совершили «тихо» и «незаметно». Поэтому я вас очень прошу дать на этот текст как можно больше ссылок – от троллей я отобьюсь – не в первый раз, в конце концов.
И, наконец, я обращаюсь к не трусливым и не ангажированным представителям средств массовой информации (такие ведь у нас ещё остались, правда?). Я готов ответить на ЛЮБЫЕ ваши вопросы и дать любые интервью любым изданиям, которые в них заинтересованы.
Старший научный сотрудник Отдела древнерусского искусства ГТГ
Левон Нерсесян
http://users.livejournal.com/_corso_/135956.html