воскресенье, 21 октября 2007 г.

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ # 222

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ # 222
ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ
http://www.drevnerus.narod.ru
Адрес для переписки: drevnerus@mail.ru, drevnerus@narod.ru
Мы будем рады любой информации
Подписка на информационный бюллетень на сайте центра http://www.drevnerus.narod.ru или на странице нашей рассылки в каталоге mail.ru http://content.mail.ru/pages/p_13886.html
или Subscribe http://subscribe.ru/catalog/religion.2004bulleten
Архив рассылки. http://content.mail.ru/arch/arch_13886.html или http://subscribe.ru/archive/religion.2004bulleten/
При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна Распространение материалов и тиражирование бюллетеня приветствуется
Редактор бюллетеня Татьяна Чумакова
******************************
22 октября 2007 г.
******************************

КОНФЕРЕНЦИИ


FINAL CALL FOR PAPERS
DEADLINE FOR SUBMISSION OF ABSTRACTS : 31 OCTOBER 2007

Intercultural Imaginaries of the Ideal: East-West Comparative Utopias
7 December 2007
Monash University

Utopia and utopianism are perceived to be primarily Western constructs -
Western dreams of a better world, an ideal existence or a fantastic
future. And it is true that the definitions, design and development of
utopian literatures and theories have emerged from Western examples of
the genre. Almost all cultures have foundation stories or myths
expressing an avatar of the Golden Age, such as the Garden of Eden in a
Judeo-Christian perspective or the Dreamtime in the Australian
Aboriginal worldview or the Pure Land of Eternal Happiness in ancient
Indian Buddhism, but whether or not there is concurrent or subsequent
development of utopian writings and practices in these cultures is still
a subject of debate. Until recently, much of the scholarship on the
subject has privileged the Western model of utopia, and it has been
proposed that the only country outside the West to produce a real and
ongoing utopian tradition is China. However, there is substantial
evidence to suggest that most cultures generate - if not utopias
corresponding to the Western design - then at least some representations
of an imaginary ideal place or time that do reflect similar
preoccupations to those observed in Western utopian writings and practices.

The aim of these special sessions on ComparativeUtopias is to identify
generic tendencies as well as fundamental divergences in imagining the
ideal society across various cultural contexts. We invite proposals from
scholars who are working in utopian studies, but would also welcome
contributions from researchers in comparative mythology, cultural
anthropology, area studies, philosophy, comparative religions,
indigenous histories and any other relevant areas. Following on from the
ComparativeUtopias workshop held at the University of Melbourne in
December 2005, we would like to extend the East-West focus of our
investigations to include expressions of imaginary societies and
projections from a wider range of cultures, such as African, Caribbean,
Islamic, Indian, Russian and Indigenous cultures of Australia, New
Zealand, the Pacific and the Americas. We will also continue to explore
non-Western utopian projections from Japan and China, as well as looking
further to Cambodia, Vietnam, Thailand and beyond for examples.

Some suggestions for panels or workshops:

Archetypal Utopias - including those grounded in oral histories, popular
folklore, mythologies, religious texts
Utopia and Science Fiction - including futuristic fiction
(Re)defining "utopia" or the imaginary of the ideal society - for
broader application to cross-cultural examples, or with a particular
focus on certain cultures
Comparative chronologies of the development of the model for the ideal
society
Philosophical Utopias
Political Utopias
Social Utopias

It is envisaged that most papers will be of 20 minutes duration, but
proposals for workshop and round table discussions are also welcome.
Selected papers will be solicited for publication in a volume to be
edited by Gregory Claeys, Jacqueline Dutton and Lyman Tower Sargent.
Please send a 200 word abstract by email to Dr Jacqueline Dutton,
University of Melbourne : jld@unimelb.edu.au .
Your message should include your name, contact details, institutional
affiliation and discipline.
====================
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=9&id=16570
25 октября в МГУ им. Ломоносова в конференц-зале 1-го корпуса гуманитарных факультетов пройдут XXXVII Сергиевские чтения. Начало в 16.00.

Программа:

Протоиерей Александр Макаров (Отдел внешних церковных связей Московского Патриархата)

Погром Русской Православной Церкви большевиками

С. В. Волков (Российская государственная библиотека)

Октябрь и конец русского служилого сословия

Док. Фильм "Те самые георгиевские кавалеры" - режиссер О. Кушаковская

Н. В. Масленникова (Московский университет)

Первые декреты Советской власти

А. С. Новикова (Московский университет)

О реформе русского языка 1918 г.

М. Ю. Досталь (Институт славяноведения РАН)

Судьбы русских славистов после 1917 г.

М. В. Бибиков (Институт всеобщей истории РАН)

Трагедия русской византинистики после "Великого Октября"

А. Н. Стрижев (Союз писателей России)

Путь на Голгофу: духовные писатели при большевиках

А. В. Ефремов (Российская государственная библиотека)

"Великий Октябрь" - за и против

Док. Фильм "Русская Голгофа" - режиссер. В. Рыжко

Чтения ведет А. Н. Стрижев

Для прохода в корпус необходимо иметь документы

Проезд: метро "Университет", авт. 130, 57, 119, 103, тролл. 34, 4, 49.
******************************
ВЫСТАВКИ

Выставка "Зрим пастыря портрет..." в Ростовском Кремле

c 16 октября 2007 по 14 января 2008 Ярославская область

Выставка "Зрим пастыря портрет…" приурочена к 250-летию канонизации Святителя Димитрия Ростовского. Она познакомит зрителей с портретами известных иерархов, ученых монахов, старцев, подвижников XVIII-XIX в. Духовный портрет по своей художественной выразительности, исторической и иконографической ценности может быть назван в числе наиболее интересных и значительных коллекций Ростовского музея. Начало этому собранию положил дар архиепископ Ярославский и Ростовский Ионафан (Руднев) передавший в Ростовский музей портреты из портретной галереи Ярославского Архиерейского дома (1883, 1884). Пополнялась коллекция и за счет даров частных лиц. Среди дарителей были видные ученые, знатоки церковной старины - Михаила Владимирович Толстой, Илья Александрович Шляпкин, князь Алексей Александрович Ширинский-Шихматов, которые передали в Ростовский музей семейные святыни - портреты архиереев, священников, монахов, полученные в качестве благословения от почитаемых подвижников.

Первый центральный раздел выставки посвящен святителю Димитрию Ростовскому и Спасо-Яковлевскому монастырю. Открытие музея 28 октября в день памяти св. Димитрия Ростовского обусловило появление портретов и икон святого в числе первых экспонатов музея церковных древностей. В 1884 г. по распоряжению св. Синода в музей были переданы "некоторые древние предметы" из Ростовского Спасо-Яковлевского монастыря, в их числе и портрет святителя Димитрия Ростовского. Созданный при жизни святого и сохраняющий его подлинные портретные черты, он является уникальным памятником русского искусства XVIII в. Центральный раздел выставки дополняют "Интерьер храма Зачатия св. Анны", (сер. XIX в.) кисти ростовского живописца Г.В. Юрова где почивают мощи святителя Димитрия Ростовского.; фотографии серебряной раки святителя и серебренного киота, с образом святителя Димитрия, выполненного по заказу императрицы Екатерины II художником П. Ротари; планы монастыря конца XVIII и середины XIX в., а также портреты архимандритов Спасо-Яковлевского монастыря - Павла, Амфилохия, Иннокентий и старца Амфилохия, более сорока лет находившегося гробовым иеромонахом при мощах святителя. Второй раздел выставки знакомит с портретами иерархов ростово-ярославской кафедры - митрополита Ионы Сысоевича священномученика Арсения (Мацеевича), архиепископов Самуила (Миславского), Арсения (Верещагина), Авраама Шумилина, Евгения (Казанцева), Нила (Исааковича), Ионафана (Руднева). Третий раздел познакомит с живописными, графическими портретами и фотографиями настоятелей монастырей Ростова, священников ростовских церквей. Посетители выставки получат возможность впервые познакомится с этим собранием Ростовского музея в такой полноте, поскольку значительная часть экспонируемых произведений отреставрирована в последние годы и впервые будет представлена широкому зрителю. Наряду с портретами на выставке экспонируются автографы, жизнеописания, опубликованные труды и реликвии.

www.museum.ru/N32386
******************************
ИНТЕРНЕТ
Т.Д. Панова. Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI-XVI веков. Опубл.: Панова Т.Д. Царство смерти. Погребальный обряд средневековой Руси XI-XVI веков. М.: «Радуница», 2004.http://www.opentextnn.ru/history/archaeology/library/panova/
====================
Елена КОЛЯДА Библейские музыкальные инструменты в восточно- и западнохристианской экзегезе http://www.opentextnn.ru/music/epoch%20/XII/?id=1911
====================
Mанастирът "Св. Екатерина" в Египет, Синай
Монастырь Святой Екатерины в Египте
St. Catherine's Monastery, Sinai
замечательная коллекция икон монастыря Св. Екатерины
http://www.pravoslavieto.com/poklonnichestvo/sinai/index.htm
====================
http://www.sculpture.permonline.ru/rus/index1.htm
Пермская деревянная скульптура виртуальный музей
******************************
КНИГИ

Foreign Churches in St. Petersburg and Their Archives, 1703-1917
Edited by Pieter N. Holtrop and C. Hendrik Slechte
Table of contents
List of Illustrations

Preface

Foreign Churches along the Nevski Prospekt: An Introduction, P.N. Holtrop & C.H. Slechte

1. Three Hundred Years of European Integration and Relations between Churches in St. Petersburg, Archpriest V. Fedorov
2. Economic Relations between Western Europe and Russia, 1600-1800, J.W. Veluwenkamp
3. Swedish Churches in Russia and Their Historical Sources, E. Norberg
4. The Swedish Congregation of St. Petersburg: “Ett Tempel till Dyrkande af All Werldens Gud”, B. Jangfeldt
5. Dutch and Reformed in St. Petersburg, P.N. Holtrop
6. The Lost Battle of the Last Chairman: François Schmitt and the Decline of the Dutch Reformed Community in St. Petersburg, 1920-27, Th.J.S. van Staalduine
7. The Anglican Church in St. Petersburg, K. Rundell
8. The Communications Network of Halle Pietists in Russia, M. Fundaminski
9. Herrnhut and Russia: Archival Records on Moravian Activity in Russia from the Unity Archives in Herrnhut, Germany, P.M. Peucker
10. The History of Expatriate Estonians in the Registers of St. Mary’s in Tomsk, A. Must
11. Historical Sources on Foreign Churches in the Central State Historical Archive of St. Petersburg, V.M. Shishkin
12. The Department for Spiritual Affairs of Foreign Confessions in the Ministry of the Interior, A.R. Sokolov
13. Sources on the History of Lutheran Churches in Russia in the Collections of the Russian State Historical Archive in St. Petersburg, T.I. Tatsenko & E.E. Knyazeva
14. Historical Sources on the Evangelical-Lutheran Churches of North-West Russia in the Central State Archive of St. Petersburg, M.V. Shkarovskii
15. Traces of the History of Estonian Churches in Russian Archives, T. Mägi
16. Collections of the Roman Catholic and Uniate Spiritual Institutions in the Russian State Historical Archive in St. Petersburg, N.S. Krylov

Благодарю за информацию о выходе этой книги о. Павла Стефанова (Болгария)
*******************************
НОВОСТИ
Доклад митрополита Корнилия

17 октября митрополит Московский и всея Руси Корнилий выступил на Освященном Соборе с докладом "О состоянии Русской Православной Старообрядческой Церкви". http://www.rpsc.ru/version/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=55
====================
Деяния Освященного Собора 2007 года

П О С Т А Н О В Л Е Н И Я
ОСВЯЩЕННОГО СОБОРА
РУССКОЙ ПРАВОСЛАВНОЙ СТАРООБРЯДЧЕСКОЙ ЦЕРКВИ
(состоявшегося в граде Москве 16-19 октября 2007 г. н. ст.)
http://www.rpsc.ru/version/modules.php?name=Content&pa=showpage&pid=56

====================
http://www.blagovest-info.ru/index.php?ss=2&s=3&id=16572
Сериате, Италия, 21 октября, Благовест-инфо. Юбилейная конференция фонда "Христианская Россия", основанного 50 лет назад в Италии, открылась 20 октября в Сериате, недалеко от г. Бергамо (Италия). Основание фонда и вся его деятельность связана с именем католического священника Романо Скальфи, который вместе со своими коллегами и единомышленниками участвует в конференции.

В церковно-общественных кругах Италии к конференции проявлен большой интерес: свои приветствия и поздравления фонду прислали: председатель Папского совета по содействию христианскому единству кардинал Вальтер Каспер, епископ Бергамский, кардинал Миланский, а также представитель Святого Престола в России, архиепископ Антонио Меннини.

Тема конференции -- "Фонд "Христианская Россия"" - призвание к единству. 1957-2007: пятьдесят лет истории". Организаторы не ставили своей задачей зачитать отчетные доклады и рассказать об успехах фонда - главной темой конференции стал разговор о единстве Церкви, о "цельном самосознании личности христианина", о том "сокровище цельности, разумности и творчества, позволившим России и Европе преодолеть тоталитаризм ХХ в.", как отмечается в пресс-релизе. Большое внимание на конференции уделено подвигу российских
новомучеников.

Русская Церковь может помочь современным западным католикам стать "более католичными" - этот парадоксальный, на первый взгляд, вывод сделал в своем докладе епископ Сан-Марино Луиджи Негри. Он говорил о роли опыта и наследия Русской Православной Церкви для христиан на Западе сегодня. "Встреча" восточной и западной духовности, которая стала основой деятельности фонда "Христианская Россия", понимается в Италии широко: это и знакомство с восточной литургической традицией, и наследие русских религиозных мыслителей,
и жизнь православных людей в России в советское время, и, в особенности, подвиг новомучеников и исповедников российских. По словам выступавшего, если Русская Церковь выстояла, столкнувшись с секуляризмом начала ХХ в. в его страшном тоталитарно-атеистическом проявлении, если в годы гонений и репрессий христиане продолжали молиться, не теряли свою связь с Христом, совершали таинства и даже отдавали за Христа свою жизнь, это можно расценивать как пример и призыв для христи
ан Запада, у которых сейчас есть все возможности для того, чтобы противостоять секуляризму. "В мученичестве, в тюрьмах и ГУЛАГе, в холоде и голоде, при полном отсутствии каких бы то ни было прав человека русские христиане доказали свою верность Христу. Мы с благоговением читаем биографии новомучеников, пострадавших за Христа в годы гонений. Всех имен мы не знаем, но целый сонм бесчисленных русских святых - они уже в славе Божией и дают нам великую помощь в нашем ежедневном свидетельстве о Христе", - сказал
епископ Сан-Марино.

С докладом об основных направлениях работы "Христианской России" выступила представитель руководства фонда, атташе по культуре представительства Ватикана в РФ Джованна Парравичини. Но в начале она рассказала, о том, при каких обстоятельствах возникло это "детище" о. Романо Скальфи, который в 50-е гг. прошлого столетия проявил немалое упорство, чтобы воплотить свое "переживание красоты восточной литургической традиции" в многоплановую деятельность, направленную на поиск путей христианского единства. Вся работа
"Христианской России" связана с желанием раскрыть для христиан Запада "сущность литургической традиции и культуры славянских народов", рассказать о русских святых и новомучениках, а также помогать в возрождении христианства в странах бывшего СССР. Она вспомнила, как в 70-80 гг. молодые сподвижники о. Романо Скальфи поехали в Россию и встречались с "подпольными" христианскими общинами, тайком, по дипломатическим и иным каналам, провозили христианскую литературу, помогали
издавать русское религиозное наследие на Западе, поддерживали религиозный самиздат. "Для нас Россия тогда была святой землей - землей свидетелей и мучеников", -- сказала Джованна. По ее словам, деятельность "Христианской России" и тогда, и сейчас способствует подлинному экуменизму - "возможности общения людей, осознающих общее христианское сокровище". "Без соединения личностей, без опыта объединения живых общин экуменизм приобретает отвлеченный характер. Католики и православные должны больше становиться самими
собою, все глубже проникать в суть своего церковного опыта и, таким образом, приближаясь ко Христу, помогать друг другу и встать на путь единения", - эти слова о. Романо Скальфи, приведенные в докладе Дж. Парравичини, остаются путеводными для "Христианской России" и сегодня.

С воспоминаниями о христианском "подполье" в СССР в 60-е гг. и о встречах с "Христианской Россией" в это время в Москве выступил о. Михаил Меерсон-Аксенов. Он показал глубокое родство русской религиозной мысли начала ХХ в. и диссидентского движения, которое сосредоточилось на теме прав человека и, в первую очередь, на свободе мысли. Анализу "революционности" русской религиозно-философской мысли начала ХХ в. посвятил свой доклад Адриано Дель.Аста. Поэт Ольга Седакова говорила о тех "учителях свободы", которые
в годы советского застоя, даже не будучи явно религиозными людьми, смогли быть примерами подлинной свободы мысли и духа. В частности, О.Седакова зачитала свой рассказ об университетском профессоре филологии Михаиле Панове.

Ряд докладов на конференции был связан с темой репрессий в СССР. Представитель общества "Мемориал" Арсений Рогинский показал, что "реальная память" о миллионах жертв советского террора, не будучи по-настоящему осознанной в годы перестройки, сейчас все более отходит на второй план. В сегодняшней России, где государство заботится о выстраивании "модели героической идентичности" истории, память о жертвах не может быть востребована. Итальянскую аудиторию поразили цифры: из 12,5 млн. "прямых" жертв государственного
террора (с 1917 по 1953 гг. - цифра приблизительная) известны имена только 2,5 млн. Автор доклада также выразил свою тревогу по поводу "войны национальных памятей", которая сейчас только начинается между республиками бывшего СССР. Он считает, что эта проблема заслуживает самого пристального внимания.

Доклад Лидии Головковой "Масштабы уничтожения" был посвящен погибшим в годы репрессий в Москве и Московской области. Она показала участникам конференции фотографии православных мучеников, репрессированных за свое исповедание Христа. Дж. Парравичини зачитала доколад Анны Шмаиной-Великановой "Образ "неизвестного мученика" в России ХХ в. Литературовед Людмила Сараскина рассказала о репрессиях, которым подвергся А.И. Солженицын и его семья в связи с публикацией на Западе "Архипелага ГУЛАГ". Ольга Меерсон-Аксенова
проанализировала отношение о. Александра Шмемана к церковной и светской поэзии.

В заключительном докладе о. Романо Скальфи наметил перспективы дальнейшей работы "Христианской России".

Юлия Зайцева