среда, 3 марта 2010 г.

353

ИНФОРМАЦИОННЫЙ БЮЛЛЕТЕНЬ # 353
ЦЕНТРА ИЗУЧЕНИЯ ПРАВОСЛАВИЯ И ДРЕВНЕРУССКОЙ КУЛЬТУРЫ
КОНФЕРЕНЦИИ**СОБЫТИЯ** ПУБЛИКАЦИИ http://www.drevnerus.narod.ru
Адрес для переписки: drevnerus@gmail.com, drevnerus@narod.ru
Мы будем рады любой информации
Мы не редактируем тексты информационных сообщений.
При перепечатке ссылка на рассылку Центра изучения православия и древнерусской культуры обязательна
Редактор бюллетеня Т.В. Чумакова
Теперь читайте и в блоге http://drevnerus.blogspot.com
В блоге архив с 2007 года и информация о том, по каким адресам Вы можете подписаться на наш бюллетень
******************************
26 февраля 2010 г.

******************************

Библейско-богословский институт св. апостола Андрея
приглашает принять участие в
VI Летнем Институте по Богословию и Науке (ЛИБН)
(21 июня . 3 июля 2010)

Планируются следующие курсы:
- Наука и богословие в православной перспективе
- Философские аспекты диалога богословия и науки
- Творение и эволюция
- Биоэтика
- Психология религии
- Богословие культуры

Желающим принять участие необходимо прислать в ББИ заполненную анкету участника. Анкету и подробную информацию о  ЛИБН можно найти на интернет-сайте ББИ www.standrews.ru.

  ============================

  ИНФОРМАЦИОННОЕ ПИСЬМО

VI   ВСЕРОССИЙСКАЯ МОЛОДЕЖНАЯ НАУЧНО-ПРАКТИЧЕСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«РЕЛИГИЯ. КУЛЬТУРА. ЧЕЛОВЕК»

 

     VI Всероссийская  молодежная научно-практическая конференция «Религия. Культура. Человек» проводится 23-26 марта 2010 г. в рамках X Дальневосточных образовательных чтений памяти свв. Кирилла и Мефодия. 

     Цель  молодежной конференции - способствовать привлечению  интереса молодежи к духовно-нравственным проблемам, повышению уровня ее религиоведческой культуры, вовлечению ее в реализацию научно-исследовательских и просветительских проектов, направленных на решение задач духовно-нравственного и патриотического воспитания. 

К участию  в Молодежной конференции приглашаются молодые специалисты, аспиранты, студенты вузов, учащиеся средних профессиональных учебных заведений. 

Предполагается  работа по следующим направлениям:

Направление I.  Православие в мировой и российской истории и культуре

     История Православия. Эпоха Вселенских соборов. Восточные Церкви в прошлом и  в наши дни.

     Дискуссионные проблемы истории Русской Православной Церкви. Крещение Руси: мифы и реальность. Церковь и государство в отечественной истории. Этика старообрядчества. Проблемы духовного просвещения в истории Православия в России.

     Святость  в Православии. Спасение в миру и монашеский подвиг. Монастыри и монашество в русской культуре.

     Актуальные  проблемы истории Русской Православной Церкви в XX в. Новомученики и исповедники российские. Церковная жизнь русской эмиграции. Русская Православная Церковь в годы Великой Отечественной войны.

     Православие и культура. Русская религиозная  философия. Отечественная литература и искусство в свете православной духовной традиции. Музыкальная культура Православия. Иконопись. Храмовая архитектура.

     Русский национальный характер и традиции православной культуры. Православная духовная традиция и ценности современного общества. Значение патриотизма в современной России. Христианская семья. Проблемы преподавания основ православной культуры в современной России.

     Христианизация  и проблема сохранения национальной идентичности. Интернациональный характер христианства.

Направление II. Актуальные проблемы библеистики и православного богословия.

      Библейский  текст в свете православной традиции и современной науки.

     Актуальные  проблемы современного богословия. Христианская антропология.

     Христианская  этика. Духовно-нравственная проблематика в святоотеческой письменности. Аскетическая традиция в духовном наследии отечественных подвижников благочестия. Православная педагогика.

     Смысл и значение церковных Таинств. Учение о Таинствах в творениях святых отцов. Таинства в истории Церкви и в жизни современного христианина.

     Сравнительное богословие. Христианская апологетика в контексте современной культуры. Христианское богословие и генезис новоевропейской науки. Религия и наука в современном мире.

     Внутренняя  и внешняя миссия. Проблемы катехизации. Православие и Интернет. Суеверия в церковной среде.

     Социальное  служение Церкви. Пути противодействия наркомании и алкоголизму. Проблемы церковной миссии в молодежной среде. Женщина в Церкви.

Направление III. Религиозные традиции и мировая культура.

     Буддизм, христианство, ислам в истории  человечества. Религиозные традиции и культура стран Дальнего Востока. Образ человека в религиях мира.

     Традиционные  религии и нравственность. Смысложизненные ориентиры религиозной философии Запада и Востока.  Ценностный строй и символика религиозного искусства. Влияние религиозных традиций на художественную литературу.

     Диалог  религиозного и нерелигиозного мировоззрений. Эволюция религии в современном мире. Религиозные искания современной молодежи. Религия и политика.

     Религиозные традиции мира в зеркале сравнительного религиоведения.

     Мировые религии и национальная культура. Проблемы перевода сакральных текстов.

     Христианская  миссия в странах Азиатско-Тихоокеанского региона: история и современность. Православные востоковеды. Миссионерская деятельность в контексте проблем межкультурной коммуникации. 

Направление IV. Секты и оккультизм: угроза личности, семье и обществу.

     Псевдохристианские  и неоориенталистские секты. Феномен псевдоправославия. Неоязычество как духовный, социокультурный и политический феномен.

     Духовная  природа оккультизма. Псевдонаучность оккультизма. Синкретические религиозные течения в ситуации постмодернизма и их связь с оккультизмом. Космогонические и эсхатологические идеи современного оккультного мифотворчества.

     Причины популярности астрологии и магических практик. Суеверия в современном обществе.

     Секты и политика. Правовые аспекты противодействия  сектантству. Секты и школа. СМИ и проблема духовной безопасности современной молодежи.

     Сектантство и проблемы сохранения культурной самобытности России. Проблемы духовной и социально-психологической  реабилитации жертв тоталитарных сект. 

      Лучшие  сообщения, представленные на Молодежную конференцию, будут опубликованы. 

АНКЕТА-ЗАЯВКА

  1. Фамилия

  2. Имя и отчество

  3. Учебное заведение (для аспирантов и студентов)

  4. Курс (для аспирантов и студентов)

  5. Специальность (для аспирантов и студентов)

  6. Место работы (для молодых специалистов)

  7. Должность (для молодых специалистов)

  8. Домашний адрес

  9. Домашний  телефон

  10. Мобильный телефон

  11. Адрес электронной почты

  12. Тема выступления

  13. Потребность в технических средствах для демонстрации материалов доклада

  14. Необходимость официального приглашения от Оргкомитета

  15. Необходимость гостиницы

  16. Сведения о научном руководителе: ФИО (полностью), место работы, должность, ученая степень

 

        Анкету-заявку и тезисы следует  направлять до 15 марта  2010 г. по электронной почте:    teologia@wl.dvgu.ru  (с пометкой «Молодёжная конференция») или по адресу: 690600 г. Владивосток, ул. Алеутская, 56,   Дальневосточный государственный университет, кафедра    теологии и религиоведения, Здор Анне Владимировне. Телефон (4232) 45-28-82.  Имена файлов с анкетой  и тезисами должны включать фамилию автора (например: «Иванов. Анкета»; «Иванов.Тезисы»)

      Материалы принимаются в электронном виде (на дискете, компакт-диске или по e-mail). Требования к оформлению: текст набирается в формате RTF через один интервал шрифтом Times New Roman, 14 кегль, все поля 2,5 см., абзацный отступ  0,5 см. Объем - до  4 страниц. Инициалы и фамилия автора указываются в правом верхнем углу статьи. Просьба не использовать колонтитулов, переносов, нумерации страниц, выделений жирным шрифтом и подчеркиваний. Оформление ссылок: в конце статьи приводится  в алфавитном порядке пронумерованный перечень цитируемой литературы, на которую в тексте статьи имеются ссылки. Ссылки даются в квадратных скобках: сначала номер по списку, затем номер страницы; если есть том, то его номер указывают римской цифрой перед номером страницы, например: [5, 12] или [4, II, 36–37]. Библиографические описания должны быть оформлены в соответствии со следующими образцами:

      Библиографический список

  1. Бестужев - Лада И.В. Диалог между религиями: Возможен ли? Нужен ли? // Вопросы философии.  2002.   № 4. С. 60 - 66.

  2. Василий Великий, свт. Творения. Ч.5.  [Электронный ресурс].  Центральная Православная библиотека Екатеринбургской Епархии. Режим доступа: http: // www. ekaterinburg. – eparhia.ru / tatault.php. [ Дата обращения 15 ноября  2009 г.].

  3. Маркова Л.А. Наука и религия: проблемы границы.  СПб., 2000. 115 с.

  4. Хомяков А.С. Церковь одна // Хомяков А.С. Сочинения в 2 т.   Т.2. М., 1994.   С.5 - 23.

      Если  есть необходимость текстовых примечаний, то их нужно сделать подстрочными (на странице).

     Сборник материалов будет опубликован после  проведения конференции. Решение о  публикации принимает редакционная коллегия. Оргкомитет оставляет за собой право отбора и редактирования текстов. Переписка по поводу отклоненных тезисов не ведется. К рассмотрению не будут приниматься материалы, не соответствующие тематике и задачам конференции.



  =================================

   

ИНФОРМАЦИОННОЕ  ПИСЬМО 

III    ВСЕРОССИЙСКАЯ НАУЧНО-БОГОСЛОВСКАЯ КОНФЕРЕНЦИЯ

«АКТУАЛЬНЫЕ ПРОБЛЕМЫ ИЗУЧЕНИЯ ИСТОРИИ  И КУЛЬТУРЫ ПРАВОСЛАВИЯ»

Научно-богословская конференция проводится 17-21 мая  2010 г. в рамках Всероссийского форума «X Дальневосточные образовательные Чтения, посвященные памяти святых Кирилла и Мефодия». Организаторы Чтений - Аппарат Полномочного представителя Президента в Дальневосточном федеральном округе, Департамент социального развития и СМИ Приморского края, Дальневосточный государственный университет, Приморский государственный объединенный музей им. В.К. Арсеньева, Приморский институт переподготовки и повышения квалификации работников образования, Владивостокская епархия Русской Православной Церкви.

     Цели  Чтений:  способствовать осмыслению  с позиции православного мировоззрения современных социокультурных процессов, раскрыть новые возможности  сотрудничества Православной Церкви, государства и общества в деле духовного возрождения России.  

 На конференции  предполагается обсудить следующие темы:

  • Святоотеческое наследие и современность

  • Духовная жизнь в богословском и философском осмыслении

  • Христианство и русская религиозная философия

  • Проблема соотношения разума и веры в православной мысли

  • Православная Церковь в контекстах истории и  современной религиозной ситуации

  • Христианская традиция в отечественной словесности

  • Художественная культура Православия

  • Православная миссия и проблемы межкультурной коммуникации

 

     К участию в работе конференции  приглашаются представители академической  науки, светских и духовных высших учебных заведений,  сфера интересов которых связана с изучением богословских, религиоведческих, философских, филологических и иных гуманитарных  аспектов православной духовной традиции.

     По  итогам конференции планируется  издание сборника научных статей.

       

АНКЕТА-ЗАЯВКА

  1. Фамилия, имя, отчество (полностью)

  2. Ученая степень

  3. Ученое звание

  4. Место работы (полное наименование вуза, научного института, кафедры или подразделения)

  5. Должность

  6. Домашний адрес

  7. Домашний  телефон (с кодом)

  8. Мобильный телефон

  9. Адрес электронной почты

  10. Форма участия в конференции (очная или заочная)

  11. Тема выступления

  12. Потребность в технических средствах для демонстрации материалов доклада

  13. Необходимость официального приглашения от Оргкомитета

  14. Потребность в гостинице (с указанием сроков пребывания во Владивостоке)

 

   Анкету-заявку и статью  следует направлять до 30 апреля 2010 г. по адресу  teologia@wl.dvgu.ru Здор Анне Владимировне с пометкой «Научная конференция». Имена файлов с анкетой и статьей должны включать фамилию автора (например: «Иванов. Анкета», «Иванов. Статья»).

      Требования  к оформлению статьи: текст набирается в формате RTF через один интервал шрифтом Times New Roman, 14 кегль, все поля 2,5 см., абзацный отступ  0,5 см. Объем статьи - до  0,5 п. л. (20 000 знаков, учитывая пробелы между словами). Инициалы и фамилия автора указываются в правом верхнем углу статьи. Просьба не использовать переносов, нумерации страниц, выделений жирным шрифтом и подчеркиваний. Оформление ссылок: в конце статьи приводится  в алфавитном порядке пронумерованный перечень цитируемой литературы, на которую в тексте статьи имеются ссылки. Ссылки даются в квадратных скобках: сначала номер по списку, затем номер страницы; если есть том, то его номер указывают римской цифрой перед номером страницы, например: [5, 12] или [4, II, 36–37]. Убедительная просьба составлять библиографические описания в конце статьи по следующим образцам:

      Библиографический список

  1. Бестужев - Лада И.В. Диалог между религиями: Возможен ли? Нужен ли? // Вопросы философии.  2002.   № 4. С. 60 - 66.

  2. Василий Великий, свт. Творения. Ч.5.  [Электронный ресурс].  Центральная Православная библиотека Екатеринбургской Епархии. Режим доступа: http: // www. ekaterinburg. – eparhia.ru / tatault.php. [ Дата обращения 15 ноября  2009 г.].

  3. Маркова Л.А. Наука и религия: проблемы границы.  СПб., 2000. 115 с.

  4. Хомяков А.С. Церковь одна // Хомяков А.С. Сочинения в 2 т.   Т.2. М., 1994.   С.5 - 23.

 

    Если  есть необходимость текстовых ссылок-примечаний, то их нужно сделать подстрочными (на странице).

     Сборник  будет опубликован и разослан авторам в течение осени 2010 г. Решение о публикации принимает  редакционная коллегия. Оргкомитет оставляет  за собой право отбора и редактирования текстов. К рассмотрению не будут приниматься материалы, не соответствующие тематике и задачам Чтений,  не отвечающие критериям информативности и научной новизны или оформленные не в соответствии с предъявляемыми требованиями. Переписка по поводу отклоненных  статей не ведется. После рассмотрения полученных заявок  оргкомитет сообщит авторам о включении их докладов в программу конференции.

     Для жителей Владивостока обязательным условием публикации является очное  участие в конференции с докладом.

     К сожалению, Оргкомитет не имеет возможности полностью профинансировать издание сборника. Стоимость публикации 100 р. за страницу текста; все необходимые реквизиты будут приведены в уведомлении о принятии Вашей статьи к печати.

     По  всем вопросам обращаться:  690091 г. Владивосток, ул. Алеутская, 56,   Дальневосточный государственный университет, кафедра    теологии и религиоведения. Телефон (4232) 45-28-82.

  ===============

  Конференция "Комплексные исследования традиционной культуры в постсоветский период"
Уважаемые коллеги!
24–26 мая 2010 года Государственный республиканский центр русского фольклора совместно с Сергиево-Посадским государственным историко-художественным музеем-заповедником проводит XV международную конференцию «Славянская традиционная культура и современный мир» по теме «Комплексные исследования традиционной культуры в постсоветский период», а также Международный фестиваль фольклорных коллективов «Славянский путь». Конференция и фестиваль проводятся в г. Сергиев Посад в рамках празднования Дней славянской культуры и письменности и посвящены 20-летнему юбилею Государственного республиканского центра русского фольклора.

В рамках конференции предполагается рассмотреть следующие темы:

• Современная методология фольклористики: между западными и отечественными теориями
• Изменение дисциплинарного поля наук о традиционной культуре
• Актуальные вопросы полевой фольклористики: новые подходы, новые проблемы, новая техника
• Декоративно-прикладное искусство: на пути от плановой экономики к свободному рынку
• Проблемы фольклористической архивистики сегодня
• Традиционная культура в музейной практике: памятники фольклора или живые экспонаты?
• Новейшая история российской фольклористики: школы, подходы, методы
• Фольклорная музыка в современной культуре: из деревни на сцену и далее
• Современный народный танец: от деревенской вечёрки до городской дискотеки
• Исполнители, собиратели и власти: конфликт интересов и поиск компромиссов

Также в рамках конференции пройдет работа научного круглого стола «Фольклористика за вратами свободы: 20 лет от Перестройки до постперестройки».

К участию в конференции приглашаются исследователи в области народной традиционной культуры: фольклористы, антропологи, этнографы, социологи, культурологи, историки, искусствоведы, педагоги и др.

Заявки на участие в конференции принимаются до 20 апреля 2010 года по электронной почте: crf@inbox.ru (с пометкой «Заявка на конференцию»). Организаторы оставляют за собой право не включать в программу темы, не соответствующие заявленной тематике, а также присланные после указанного срока.

Правила оформления заявки:

1. ФИО (полностью)
2. Место работы (учебы), должность
3. Название доклада, резюме (не более 300 слов)
4. Контактные телефоны (в том числе мобильный) и электронный адрес
5. Потребность в технических средствах (проектор, компьютер, видеомагнитофон, DVD)

Оплата командировочных расходов за счет направляющей стороны.

По итогам планируется издание избранных докладов.
Подробности о конференции см. на сайте Центра: http://www.centrfolk.ru

Контактный телефон: (8-499) 246-38-21 (Варвара Евгеньевна Добровольская, Михаил Дмитриевич Алексеевский, Александра Борисовна Ипполитова)





  ********************

 СКАНЫ В ИНТЕРНЕТЕ



журнал "Политическая лингвистика" (10 номеров, 2006--2009):
http://narod.ru/disk/18314271000/Politicheskaja%20lingvistika_zhurnal.rar.html

Журнал призван способствовать обмену новейшей информацией в области политической лингвистики, а также в сфере взаимоотношений языка, культуры и общества. Включает четыре основных раздела - <<Теория политической лингвистики>>, <<Политическая коммуникация>>, <<Язык - политика - культура>> и <<Классика политической лингвистики>>. Предназначен для филологов, политологов, социологов и всех тех, кто интересуется проблемами политической коммуникации.
Список выпусков:
No. 20 [2006, PDF, RUS] 303 стр.
No. 21 [2007, PDF, RUS] 142 стр.
No. 22 [2007, PDF, RUS] 188 стр.
No. 23 [2007, PDF, RUS] 190 стр.
No. 24 [2008, PDF, RUS] 184 стр.
No. 25 [2008, PDF, RUS] 174 стр.
No. 26 [2008, PDF, RUS] 199 стр.
No. 27 [2009, PDF, RUS] 193 стр.
No. 28 [2009, PDF, RUS] 161 стр.
No. 29 [2009, PDF, RUS] 167 стр.
Дополнительная информация:
Главный редактор: А. П. ЧУДИНОВ
Зам. гл. редактора: Э. В. БУДАЕВ
Члены редакционной коллегии: Р. АНДЕРСОН (Лос-Анджелес, США), В. Н. БАЗЫЛЕВ (Москва), Д. ВАЙС (Цюрих, Швейцария), Дж. ДАНН (Глазго, Великобритания), Б. М. ИГОШЕВ (Екатеринбург), И. ИНЬИГО-МОРА (Севилья, Испания), Э. ЛАССАН (Каунас, Литва), Н. Б. РУЖЕНЦЕВА (Екатеринбург), П. Серио (Лозанна, Швейцария), В. В. ХИМИК (Санкт-Петербург), П. ЧЕРВИНЬСКИ (Катовице, Польша)

  ===================================



  Флоринский Д.И. Собор во имя святых первоверховных апостолов Петра и Павла в С.-Петербургской крепости. - СПб.:1869.
http://dlib.rsl.ru/view.php?path=/rsl01003000000/rsl01003543000/rsl01003543984/rsl01003543984.pdf

Памятная книга по С.-Петербургской епархии. - СПб.: 1899.
http://dlib.rsl.ru/view.php?path=/rsl01003000000/rsl01003689000/rsl01003689303/rsl01003689303.pdf

  ЗА ПОИСК книг via isl http://isl.livejournal.com/386464.html#cutid1

  ==============================

  А. И. Шляпкин «Древние русские кресты. Кресты Новгородские до XV века, неподвижные и не церковной службы»

  http://narod.ru/disk/18310731000/%D0%A8%D0%BB%D1%8F%D0%BF%D0%BA%D0%B8%D0%BD_%D0%9A%D1%80%D0%B5%D1%81%D1%82%D1%8B.pdf.html

  ==============================

на http://www.infanata.org/ появилась работа

Начало Руси. 750-1200 Автор: Франклин С., Шепард Дж. Издательство: Дмитрий Буланин Год: 2000 Страниц: 624 Формат: djvu
Размер: 13,6 Мб
ISBN: 5-86007-234-1
Качество: Отличное (600 dpi)
Язык: русский

  *******************************

  Открытое письмо работников искусства и науки Святейшему Патриарху Московскому и всея Руси Кириллу

О печальной судьбе отданных Церкви памятников искусства свидетельствует икона Боголюбской Богоматери XII века, находившаяся в Княгининском монастыре Владимирской епархии.
Фото предоставлено Владимиро-Суздальским музеем-заповедником

Ваше Святейшество!

Считаем своим человеческим и гражданским долгом обратиться к Вашему Святейшеству по вопросу, который сегодня в равной мере волнует и Церковь, и все гражданское общество России. Речь идет об активно обсуждаемом во властных структурах и в средствах массовой информации законопроекте «О передаче религиозным организациям имущества религиозного назначения, находящегося в государственной или муниципальной собственности».

Передача Русской Православной Церкви многочисленных храмов и монастырей, многие из которых по-прежнему находятся в запустении, вызывает безусловную поддержку у любого культурного человека. Однако новый закон предполагает также передачу религиозным организациям памятников истории и культуры, признанных общенациональным и мировым достоянием.

Число этих памятников невелико и на общем фоне составляет доли процента, но их значение невозможно переоценить. Эти памятники представляют собой хрупкие организмы, и за ними требуется постоянный уход, который возможно осуществлять только в режиме музейного хранения. В первую очередь это касается тех храмов, где сохранились росписи и иконостасы XI–XVII вв. В большинстве из них, к сожалению, до сих пор не закончена реставрация, которая требует вложения больших средств и привлечения высококвалифицированных специалистов, что под силу только государству и, как правило, осуществимо только в режиме музейного хранения. Такое положение вовсе не означает, что в этих храмах никогда нельзя проводить богослужения. Мы имеем ряд положительных примеров, когда в церквах, находящихся в ведении музеев, ведутся богослужения, режим которых заранее оговорен соглашением с представителями епархий.

Помимо недвижимых объектов к таким памятникам относятся произведения, являющиеся важнейшей частью государственных музейных собраний, библиотечных и архивных фондов. Они составляют основу культурного богатства страны и в конечном счете определяют наше национальное самосознание.

В каждой стране отношения между государством, церковными властями и обществом складываются по-своему, но последствия этих отношений всегда так или иначе отражаются на культуре. История России в этом отношении особенно трагична. На протяжении одного лишь XX столетия были утрачены тысячи выдающихся памятников церковной архитектуры и монументальной живописи, сотни тысяч древних икон и предметов литургического обихода. Происходило это не только во время революций и войн, но и в мирные годы – в период антицерковных кампаний 1920–1930-х и 1950–1960-х годов, а также во время ликвидации «неперспективных сел».

В те страшные годы, когда у Церкви не было сил противодействовать уничтожению атеистическим государством основ национальной культуры, этому противостояли ученые, реставраторы и музейные работники, спасая от гибели памятники церковного искусства, изъятые или брошенные на произвол судьбы в закрытых храмах. Именно благодаря их беззаветным трудам и личному мужеству были спасены, отреставрированы и восстановлены тысячи памятников, собраны по частицам и крохам потрясающие музейные коллекции, в которых были явлены культурные и духовные сокровища, ранее не известные никому в мире, в том числе и самой Церкви.

Сложившаяся еще в дореволюционное время практика помещения древних икон и других памятников церковного искусства в стенах музеев вопреки бытующему ныне мнению не противоречит православному учению об образе и традициям Церкви. Хорошо известно, что Церковь никогда не запрещала нахождение икон вне стен храмов. Еще отцы Седьмого Вселенского собора постановили «полагать святые иконы… в домах и на путях… Ибо чем чаще через изображение на иконах Спаситель наш Иисус Христос, и Богоматерь, ангелы и все святые бывают видимы, тем более взирающие на них побуждаются к воспоминанию о самих первообразах и к любви к ним». Не случайно с незапамятных времен существует традиция создавать списки с древних чтимых образов, в том числе и чудотворных. Она восходит к постановлению того же Вселенского собора, провозгласившего, что «поклонение воздается не дереву, но тому, что созерцается на дереве и что вспоминается».

Большинство икон, находящихся в настоящее время в музеях, давно уже перешагнуло тот «порог ветхости», при котором их было принято изымать из богослужебного употребления и заменять новыми. Ветхие иконы либо уничтожались, либо сохранялись в специальных кладовых-«рухлядных» при храмах и монастырях. Из таких ветхих икон и формировались во второй половине XIX столетия частные коллекции иконописи, собрания церковного искусства в епархиальных древлехранилищах и государственных музеях. Они-то и стали основой современных музейных собраний. Еще во второй половине XIX века возникают такие крупные собрания христианских древностей, как Церковно-археологический музей Киевской духовной академии, Церковно-археологический музей Общества любителей духовного просвещения в Москве, Музей Санкт-Петербургской духовной академии, Музей древнерусского искусства при императорской Академии художеств в Санкт-Петербурге, московские Публичный и Румянцевский музеи и многие другие епархиальные и губернские музеи и древлехранилища (в Туле, Вятке, Владимире, Рязани, Новгороде, Ростове и др.).

Древние и ветхие иконы искали и спасали отечественные исследователи и в конце 1910-х – начале 1920-х - еще до того, как началось массовое закрытие храмов и изъятие церковного имущества. И находили они их чаще всего не в самих храмах, а в рухлядных, и даже в помещениях, вовсе не приспособленных для их хранения – так, общеизвестен факт обнаружения знаменитых икон преподобного Андрея Рублева в монастырском дровяном сарае в Звенигороде.

Как и наши великие предшественники – митрополит Евгений (Болховитинов), епископ Порфирий (Успенский), историк и собиратель древностей М.П. Погодин, архимандрит Амфилохий (Сергиевский), архимандрит Леонид (Кавелин), создатель Исторического музея профессор И.Е. Забелин, профессор Ф.И. Буслаев, академики Н.П. Кондаков и Н.П. Лихачев, профессор Санкт-Петербургской духовной академии Н.В. Покровский и многие другие подвижники музейного, архивного и библиотечного дела, – мы относимся к памятникам христианской древности как к общенациональным святыням, от которых берет свои истоки великая русская культура. Именно такое отношение и являлось основанием для помещения этих произведений искусства в церковные и государственные музеи, где для их хранения были созданы необходимые условия и где они стали доступны для всех людей, независимо от их конфессиональной принадлежности.

Находясь в музеях, памятники религиозной художественной культуры выполняют важнейшую миссию, являясь своего рода посланниками Церкви в миру, оказывая повседневное благое действие на души людей. Они по-своему служат столь дорогому и важному для Вашего Святейшества делу духовного просвещения народа России. Как в прошлом, так и сегодня многие люди через созерцание истинного облика древних икон, явленного в музеях, приходят к вере. Не менее важно, что памятники религиозного искусства в музеях, как никакая другая форма духовной жизни, способствовали и продолжают способствовать утверждению авторитета и ценностей православия во всем мире. Собранные музеями коллекции русского церковного искусства представляют собой цельный пласт православной культуры, который неизбежно потеряет силу своего воздействия в случае рассеяния этих коллекций по сотням и тысячам храмов. Как только это произойдет, сама Церковь утратит осуществляемую через них невидимую, но прочную связь с жизнью общества. Необходимость существования такой связи остро осознавали самые просвещенные представители русского духовенства конца XIX – начала XX века, к числу которых, как известно, относился и Cвятейший Патриарх Тихон.

Лишение древних памятников их музейного статуса будет означать отказ от признания церковного и шире – религиозного искусства неотъемлемой частью великой культуры России и в итоге приведет к разделению народа исключительно по конфессиональному принципу. Это породит в душах людей вместо любви, гармонии и мира, беспокойство, раздражение и взаимную вражду.

Мы понимаем озабоченность Русской Православной Церкви и других конфессий судьбой религиозных святынь и признаем, что существуют определенные проблемы их хранения и экспонирования. Но эти проблемы надо решать путем взаимно уважительного и конструктивного диалога, в соответствии с действующим законодательством. В вопросах, затрагивающих судьбу национальной культуры, практика принятия радикальных «революционных декретов» неприемлема. На этом пути, как уже много раз было проверено, нас ожидает не созидание, а только разрушение.

Мы надеемся, что именно Ваше Святейшество своим авторитетом сможет остановить поспешные и непродуманные действия властей, которые могут привести к безвозвратной потере нашего национального достояния – теперь уже под благовидным предлогом «восстановления справедливости». Под угрозой оказываются выдающиеся памятники архитектуры и монументальной живописи, а также – музеи, архивы и библиотеки, десятками, а то и сотнями лет спасавшие, собиравшие, хранившие и изучавшие культурное наследие народов России.

В качестве первой меры, ведущей к нормальному диалогу и цивилизованному решению накопившихся проблем, мы рассчитываем на обращение Вашего Святейшества к Президенту Российской Федерации Д.А. Медведеву с просьбой приостановить уже запущенный процесс подготовки закона о передаче имущества религиозного назначения. В сегодняшней его версии, разработанной в основном Министерством экономического развития, присутствуют положения, прямо противоречащие ряду норм действующего законодательства и угрожающие сохранению основ национальной культуры. К памятникам искусства нельзя относиться как к простому имуществу. Ни Церковь, ни учреждения культуры не должны стать заложниками текущей политики, а возможно, и чьих-то личных интересов.

В разработке закона наряду с представителями Церкви непременно должны принять участие ученые, реставраторы и музейные работники, и составлен этот закон должен быть так, чтобы не угрожать ни сохранности памятников церковного искусства и архитектуры, ни целостности существующих музейных коллекций. В настоящее время религиозные организации и музеи в большинстве случаев мирно сосуществуют друг с другом, причем нередко и закономерно – сосуществуют под одной крышей. И в наших силах сделать так, чтобы это сосуществование превратилось в сотрудничество, равно благотворное для обеих сторон и для отечественной духовной культуры в целом. Традиция подобного сотрудничества, возникшая еще в XIX веке, поддерживалась Церковью и в послереволюционные годы. Так, в 1918 году члены Комиссии по реставрации памятников старины под председательством И.Э. Грабаря, готовясь к экспедициям для изучения древних произведений русского иконописания, получили напутствие Святейшего Патриарха Тихона: «Желая успеха этому полезному для святой Церкви начинанию, призываю благословение Божие на тружеников науки».

С глубоким почтением и надеждой на помощь и участие Вашего Святейшества,
подписи см. http://religion.ng.ru/events/2010-03-03/1_letter.html